Этот день в истории: Трафальгар
Я уже писал о линкоре «Нельсон», теперь же хочу рассказать о том, в честь кого он был назван. Вице-адмирал Горацио Нельсон (да, вице, в те времена Британия была скупа на «полных» адмиралов) был прекрасным моряком, великолепным флотоводцем и любимцем женщин (как тут не вспомнить леди Гамильтон). И это при нескольких физических недостатках!
Злые языки утверждают, что у Нельсона не было одного глаза. Враки — у него был один глаз. А вот второй, правый, он повредил при осаде Корсики, между прочим, родины Наполеона Бонапарта.
Возможно, это было одной из причин, почему французский император считал адмирала одним из главных своих врагов. В те времена даже бытовала шутка, что выражение "поговорить с глазу на глаз" произошло после встречи адмирала Нельсона с Кутузовым.
На самом деле Нельсон никогда не носил глазную повязку на правом, слепом, глазе.
А вот для левого, здорового, глаза у Нельсона был специальный наглазник, приделанный к шляпе и прикрывающий его от солнечных лучей — это старая морская уловка, чтобы можно было быстро спуститься в тёмный трюм, не теряя времени на адаптацию глаза. Кстати, также поступали и пираты и знаменитая глазная пиратская повязка обычно носилась на здоровом глазе.
При всём этом Нельсон был достаточно своеволен и не всегда выполнял приказы вышестоящих, если они ему казались ошибочными. В таких случаях он утверждал, что «У меня всего один глаз — и иногда я имею право быть слепым». Затем он подносил подзорную трубу к «слепому» глазу: «Я не вижу никакого сигнала!». Дальше обычно следовала победа Нельсона, к вящей злости его командиров.
Такова уж была судьба Нельсона — его обожали матросы и офицеры и ненавидели адмиралы. Хотя любовь матросов мало объяснима — адмирал был жесток, даже безжалостен и порол при малейшей провинности
Что же касается правой руки, то её он потерял при штурме Канарских островов, когда снаряд пушки «Тигр» разнёс ему локоть и руку пришлось ампутировать. Это было чуть ли не единственное поражение адмирала, но и тут он свёл всё к ничье — испанцы отпускали пленных и позволили англичанам уйти, а взамен Нельсон обещал не шалить и больше не нападать на Канары.
После потери руки адмирал ожидал, что его отправят в отставку, однако дома его встретили, как героя, а впоследствии появилась интересная традиция — английский «хлопок одной рукой», когда офицеры аплодировали, стуча только левой рукой по столу или своей ноге — именно так, как это мог делать их адмирал.
Возвращаясь к битве при Трафальгаре, упомяну, что до последних минут Нельсон оставался командующим и завещал похоронить его на британской земле, а не как положено по морской традиции — в море. Тело своего адмирала офицеры поместили в бочку с бренди, чтобы избежать порчи. По легенде, матросы тайком сцеживали бренди из бочки через соломинки. Стой поры в английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».
В память об адмирале на Трафальгарской площади (названной, соответственно, в память о битве) возвышается Колонна Нельсона — огромный монумент высотой почти 52 метра, на вершине которой гордый Горацио Нельсон, в жизни отличавшийся маленьким ростом, но здесь высотой почти в 6 метров, смотрит на юг, в сторону Адмиралтейства и Портсмута — места, где стоит флагман Нельсона — корабль Королевского военно-морского флота Великобритании «HMS Victory».
Что характерно, «Виктория» всё ещё является действующим кораблём Royal Navy и находится в отличном состоянии, несмотря на возраст, а ведь ей 254 года, на минуточку. По его чертежам, кстати, в конце XVIII века построили восемь кораблей русского флота.
А пушка «Тигр», лишившая, по легенде, Нельсона руки, демонстрируется в подземном музее замка Сан-Кристобаль. что в Тенерифе.