"Нельсон": как немецкие подводники атаковали скалы вместо мощнейшего британского линкора
Резонный вопрос - при чём тут "Месть"?
1 сентября 1939 года Германия, напав на Польшу, начала Вторую Мировую войну.
3 сентября Великобритания и Франция в ответ на эту агрессию объявляют войну Третьему Рейху. В течение нескольких дней все британские доминионы также вступают в войну.
А дальше наступает интересный период - так называемая Странная война (иногда именуемая Сидячая), когда британские и французские войска сосредоточились за линией Можино (укрепления на границе Франции и Германии) и не предпринимали никаких действий.
Но это на суше.
На море же британский Хоум Флит (то есть Флот метрополии) намертво запер немцев в Балтике. И весь надводный флот Рейха вынужден был прятаться в гаванях, под прикрытием Люфтваффе.
Надводный.
А вот под водой картина выглядела с точностью наоборот.
Немецкий гросс-адмирал Эрих Редер, командующий Кригсмарине, писал в своём дневнике: «Нашему надводному флоту не остаётся ничего другого, как демонстрировать, что он может доблестно умирать» . Соответственно, было принято решение делать упор на подводный флот и «серых волков» Карла Дёница (между прочим, в будущем — последнего рейхсканцлера «тысячелетнего» Рейха).
И началась Битва за Атлантику, в ходе которой немецкие подводные лодки отправили на дно 3500 торговых судов и 175 боевых кораблей противника. Главной целью для подводных лодок всегда оставались торговые суда, однако атака боевого корабля считалась весьма почётным делом, в случае успеха “виновных» ожидала награда, но она не была в приоритете.
Исключением являлись лишь крупные корабли – авианосцы и линкоры, потопление которых предвещало немедленное награждение Рыцарским крестом. А Рыцарский крест — это, во-первых, красиво. И неудивительно, что немецкие «серые волки» страстно мечтали о встрече с такой «добычей», атакуя тяжёлые корабли союзников при первой возможности.
Самыми желанными целями были гордость Британского флота линкор-крейсер «Худ» и самые могучие линкоры Британии «Нельсон» и его «братишка» (систершип по-английски) «Родни», которые были «посильнее Фауста Гётте», в смысле, хвалёного немецкого линкора «Бисмарк». Но «Нельсон» был всё-же чуть поприоритетнее — он был флагманом и на нём развевался флаг адмирала Форбса.
Однако такая охота часто сопровождалась казусами, связанными с ошибками опознавания цели.
Теперь закончим преамбулу и перейдём к фабуле о «Нельсоне», которого дважды «торпедировали» немецкие подлодки…
Месть. По немецки - Rache . Прямо как у Конан-Дойля, его «Этюд в багровых тонах».
Правда, тут и этюд вышел не очень, и цвет напоминал багровый лишь отдалённо...
Итак, 5 декабря 1939 года немецкая лодка U 23 под командованием капитан-лейтенанта Отто Кречмера вышла из Киля топить союзнические суда у берегов Шотландии.
Потопив за 7 дней лишь одно датское судно, ночью 12 декабря наблюдатели на лодке обнаружили британский эсминец и выпустили по нему две торпеды.
Одна из торпед прошла мимо, вторая же взорвалась, попав в … скалу!
Когда Кречмер понял свою ошибку, то послал в штаб самоироничный доклад: «Торпедировали скалу. Не затонула».
На этом как-бы и всё… Да. Но нет!
И вот с этого момента начинается самое интересное.
Когда лодка прибыла на базу, экипаж с удивлением обнаружил, что все, все, без исключения, поздравляют их с успехом.
Кречмер удивился ещё больше, когда сам Дёниц потребовал его к себе с подробным докладом.
При встрече Дёниц поинтересовался, почему же это капитан не упоминул в рапорте о торпедировании «Нельсона».
- «Нельсон»? - удивился Отто Кречмер. - Какой «Нельсон»? Мы не торпидировали «Нельсон», мы вообще не встречали боевые корабли!
- Как «не торпедировали»? - удивился, в свою очередь, гросс-адмирал. - Вот радиограмма. Вот. Читайте!
И Кречмер прочёл следующее: «Нельсон торпедирован, но не затонул».
В течение минуты капитан лодки шокировано смотрел на радиограмму, пока вдруг не понял, что произошло!
По-немецки скала — Felsen.
А радист на базе расшифровал это, как «Нельсон»!
- Скала. - пробормотал Дёниц. Он сначала расхохотался, а потом помрачнел. - Нам будет не до шуток, если Геббельс успеет ехидно спросить по радио у Черчилля, где же сейчас линкор «Нельсон».
И Дёниц бросился звонить в министерство пропаганды.
Зная характер Черчилля, предположу, что на подобный вопрос Геббельса сэр Уинстон, в присущей ему манере, порекомендовал бы Геббельсу не пить шнапс по утрам, ну, или «не есть на ночь сырых помидор» =)
История имеет свойство повторяться, и курьёз с «Нельсоном» получил продолжение. Правда, в этот раз героем, «торпедировавшим» британский линкор, стал уже другой будущий немецкий ас.
13 января 1940 года. Немецкая субмарина U 25 под командованием капитан-лейтенанта Виктора Шютце выходит в боевой поход. Цель — Бискайский залив, а затем Северная Атлантика. За 5 дней лодка уже изрядно порезвилась и потопила 3 гражданских судна. К вечеру 18 января лодка вышла к острову Сула Сгейр, что находится к северу от Шотландии и Шютце обнаружил «два больших корабля, идущих в кильватерной колонне».
Какая удача! Мысленно примеряя Рыцарский крест, капитан дал команду к атаке. Надо заметить, что гордый профиль «Нельсона» был уникален — только у него и его систершипа «Родни» все три башни главного калибра располагались на носу, и спутать его с иным кораблём не представлялось возможным.
Но..
Шютце опознал самый большой корабль, как линкор «Нельсон», выпустил по нему торпеду и … промахнулся.
Немцы решили повторить атаку (уж очень хотелось их капитану получить красивый орден), развернулись кормой, чтобы атаковать цель кормовыми торпедами, но тут наваждение исчезло и Шютце отчётливо увидел – то, что он принял за корабли, на самом деле оказалось …. скалами! Шетлендскими безлюдными скалами
В боевом журнале лодки Шютце с раздражением отметил: «Это Сула Сгейр – скала, в которую я не смог попасть из-за слишком большого расстояния!».
Интересно, что было бы, если бы попал? Если что — у Геббельса вопрос к Черчиллю уже больше месяца был наготове =)
Правды ради отмечу, что настоящий «Нельсон» всё-таки не избежал атаки из-под воды. 30 октября 1939 года британская эскадра в составе «Худа», «Нельсона», «Родни» и 10 эсминцев подверглась атаке подлодки U 56 капитан-лейтенанта Вильгельма Цана.
По «Нельсону» было выпущено три торпеды, две из них не попали, третья попала, но не взорвалась.
На самом деле «серые волки» Дёница таки достали «Нельсон», и это самое курьёзное. В начале декабря 1939 года линкор подорвался на немецкой мине, установленной подлодкой U31. Повреждения привели к полугодовому ремонту в Портсмуте и линкор вернулся в строй только в июне 1940 года.
Следовательно, и Кречмер, и Шютце даже гипотетически не могли торпедировать «Нельсон»!
А Черчилль абсолютно точно знал, ГДЕ его линкор!
В Портсмуте =)