Лучшее место Одессы - Французский бульвар: курорт, магистраль или спальный район?

Александр Вельможко, фото автора  |  Вторник, 22 марта 2016, 15:55
Проблема реконструкции Французского бульвара в очередной раз за последние десять лет поднята на поверхность и будоражит всех, кому не безразлично будущее Одессы. Ради того, чтобы бульвар не терял свой и так уже подпорченный исторический облик, общественность готова на крайние меры. Но при этом, похоже, найдена золотая середина, позволяющая и решить транспортный вопрос, и сохранить Бульвар как курорт, а не превратить в обычный проезд посреди спального жилмассива.
Лучшее место Одессы - Французский бульвар: курорт, магистраль или спальный район?

Чего боятся одесситы?

Начиная с 2007 года одесская мэрия неоднократно озвучивает идею реконструкции Французского бульвара с расширением его проезжей части. Именно тогда, в 2007 году главный архитектор Одессы времен Эдуарда Гурвица Владимир Колокольников высказал наиболее радикальный вариант реконструкции - расширить Бульвар до четырех полос, убрать гранитную мостовую, ликвидировать линию знаменитого 5-го трамвая и пустить вместо него троллейбус.

Понимая, что такая "реконструкция" превратит курортный Французский бульвар, в лучшем случае, в еще одну Днепропетровскую дорогу, одесситы еще тогда вышли на акции протеста и доходчиво объяснили власти свою позицию - сохранить Бульвар в виде бульвара. Мэрия пошла на попятную, объяснив свое отступление "отсутствием средств".

К тому же, все одесситы знают, как именно в нашем городе меняют трамвай на троллейбус. Обещанная линия троллейбуса по улице Балковской вместо линии трамвая №30 не построена до сих пор - с 2008 года.



Детальный план с расширением

Очередная попытка вытащить из долгого ящика идею расширения Французского бульвара была поднята уже мэрией Алексея Костусева осенью 2013 года. К этому времени дикие девелоперы уже изрядно "напичкали" исторический ареал Французского бульвара, где строительство новых высоток запрещено, все новыми и новыми многоэтажками. Соответственно, жителям этих и других многоквартирных муравейников надо было думать - как и где выезжать в город на своих личных автомобилях.

25 сентября 2013 года все члены одесского градостроительного совета, в частности несколько бывших главных архитекторов города, единогласно одобрили детальный план территории между морем, Французским бульваром, переулками Санаторным и Кренкеля. Помимо фиксации статус-кво в плане застройки этого квартала особняками и гостиницами, ДПТ предполагал расширение Французского бульвара, по крайней мере, на одном участке, до четырех полос движения с опусканием трамвайного полотна на один уровень с проезжей частью. Против тогда высказался только директор архитектурного института архитектурно-строительной академии, профессор Валерий Уренев: "Что такое бульвар? Это когда отдельно идет проезжая часть, отдельно зеленая зона, отдельно другая проезжая часть, отдельно тротуар. К сожалению, в данном случае мы это теряем".

Несмотря на то, что данный ДПТ рассматривал, по сути, только один квартал Французского бульвара, уже тогда было подготовлено технико-экономическое обоснование расширения всего бульвара по двум вариантам. В первом полотно трамвая переносилось на "совмещенку" по центру проезжей части, во втором - по краям, у тротуаров.

Данный детальный план территории, несмотря на массу содержащихся в нем нарушений градостроительного законодательства, сохраняет свою силу до сих пор и в любой момент может стать основанием для начала реконструкции.



2014 год - как у одесситов чуть не забрали трамвай с Французского бульвара

Тотальная реконструкция Аркадии, начатая в конце 2013 года, чуть не погубила линию трамвая по Французскому бульвару. Тогда же были варварски обрезаны и уничтожены несколько сотен деревьев на бульваре, а так называемые "внутренние" ряды деревьев между проезжей частью и трамвайными путями почти полностью уничтожены. Демонтаж разворотного кольца трамвая в Аркадии и последовавшие за этим планы мэрии укоротить 5-й маршрут до площади 10-го Апреля создали опасения того, что вся линия по Французскому бульвару будет закрыта.

И действительно - с осени 2014 по лето 2015 года, пока не построили новое кольцо, трамвай ни в Аркадию, ни по Французскому бульвару, не ходил вообще. Кстати, новое разворотное кольцо построили за бюджетные средства лишь после того, как одесситы создали инициативную группу за сохранение трамвайной линии и предложили несколько конструктивных вариантов новой конечной станции трамвая в Аркадии.



2016 - заявление Труханова о расширении бульвара

Ровно неделю назад мэр Одессы Геннадий Труханов на аппаратном совещании снова поднял вопрос о расширении проезжей части Французского бульвар. "Французский бульвар давно застраивают, еще сколько квадратных метров планируют построить, а он и так уже стоит... Кроме того, из-за отсутствия там ливневой канализации в дождь все плывет. Нам необходимо подготовить и предложить общественности программу реконструкции. Французский бульвар должен быть обновлен и благоустроен. Нужно продумать движение транспорта, я имею в виду расширение, но так, чтобы сохранить мощение, чтобы бульвар был таким, каким мы привыкли его видеть"

Совершенно очевидно, что любой разговор о расширении Фрацузского бульвара столь же совершенно однозначно означает неминуемое изменение его компоновки за счет уничтожения деревьев и переноса трамвайных путей на "совмещенку". И поэтому немногочисленные "экологические активисты", как их называют в ряде СМИ, предвидя последствия, немедленно выступили против, опасаясь самого худшего сценария.



Бесперспективность расширения Французского бульвара

Мысль о полной бессмысленности расширения Французского бульвара самого по себе в нынешних условиях прозвучала сразу. В упрощенном виде расширять бульвар не стоит хотя бы потому, что идущий по нему поток автотранспорта с одной стороны упрется в узкую, изобилующую перекрестками улицу Белинского, а с другой - либо в тупик, либо работающую на пределе возможностей кольцевую развязку на площади 10-го Апреля. Кроме того, расширение бульвара немедленно ликвидирует преимущества идущего по выделенной полосе трамвая - он станет таким же медленным, как и стоящий в пробке поток автотранспорта.

Короче говоря, идея о превращении путем расширения Французского бульвара в Днепропетровскую дорогу не понравилась, в итоге, никому, даже Геннадию Труханову.



Конструктив: разделение потоков, тупик от экс-депутата и новые маршруты трамвая

Комплекс предложений по оптимизации транспортных потоков на Французском бульваре был озвучен автором этих строк еще в 2012 году. Кратко повторим его еще раз. Французский бульвар сейчас стал транзитной магистралью - автовладельцы объезжают по нему забитый парковкой и маршрутками проспект Шевченко и столь же забитые маршрутками "бутылочные горлышки" от улицы Мариинской до Привокзальной площади и прилегающих к ней кварталов Пушкинской.

Таким образом, один из путей разгрузки Французского - это вернуть проспекту Шевченко утраченный им статус транзитной магистрали, связывающей район Аркадии и площадь 10-го Апреля с центральной частью города. Для этого необходимо административными методами ликвидировать парковки по краям проезжей части проспекта Шевченко (заодно - и других магистралей города), а также заменить маленькие автобусы большими в пропорции 2:1.



Сейчас по Французскому бульвару из общественного транспорта ходит только трамвай №5, который связывает Аркадию и Бульвар с Привозом, вокзалом, Молдаванкой и автовокзалом. Чтобы попасть в любой другой район города жителям Французского надо или делать пересадку, или идти пешком на проспект Шевченко, или - использовать автомобиль. Часть этих проблем можно решить, запустив трамвайный маршрут "Аркадия - Французский бульвар - Пантелеймоновская - Старопортофранковская - Тираспольская - Преображенская - Софиевская - Пересыпский мост" с условным номером "25". Конфигурация трамвайных путей и количество подвижаного состава позволяет сделать это уже сейчас.

Сразу же устами Сергея Дубенко, главного по муниципальным парковкам была озвучена официальная позиция мэрии относительно будущего Французского бульвара. По сути они совпадают с вышеизложенным, но содержат несколько важных деталей. Во-первых, предполагается полное сохранение существующей компоновки бульвара с узкой мощеной проезжей частью, несколькими рядами деревьев и выделенными трамвайными полосами. Во-вторых, Дубенко предлагает сделать трамвайные пути выделенной трамвайно-автобусной полосой и решить таким образом проблему ограниченной доступности Французского бульвара.

Еще дальше пошел бывший депутат одесского областного совета и вынужденный транспортный теоретик как создатель мобильной платформы для службы такси Петр Обухов. Он предлагает радикально закрыть Французский бульвар для транзитного транспорта - перекрыв его для движения где-то в середине, сохранив сквозной проезд лишь для трамваев. Таким образом бульвар сохраняет свое транспортное значение лишь локально - для жителей расположенных на нем и в его ближайших окрестностях домов.

Немного истории: бульвар рождался как место для прогулок полумиллиона одесситов

Бульвар, протянувшийся более чем на три километра вдоль морского побережья, еще со времен основания Одессы стал дачным местом, где селились именитые и весьма небедные граждане. На плане города 1814 года он обозначен под названием Хуторской дороги. Позже, когда началось активное освоение приморских артезианских источников, дорога получила название Малофонтанской, а потом Мало-Аркадиевской. Старая Малофонтанская дорога извивалась между заборами дач и земляными насыпями. Мостовая из камня-дикаря (отходов от добычи известняка) каждые пару лет перемалывалась в пыль и грязь копытами лошадей и колесами повозок, так что, как и сейчас, дорогу приходилось постоянно ремонтировать. Тротуаров не было вообще. В 1901 году, после долгих и ожесточенных дебатов в городской думе об увековечивании военного союза Российской империи и Французской республики, после визита в Россию президента Франции, Малофонтанскую дорогу переименовали в Французский бульвар.

Под руководством городского инженера Василия Зуева дорогу реконструировали: она была спрямлена, по бокам от проезжей части проложены рельсовые пути конки  - так называемой "Венской" или "Австро-Венгерской" схеме компоновки улицы. Проезжая часть, впервые в России, была заасфальтирована. Асфальт оказался дорогостоящим экспериментом, и в 1909 году был заменен на стандартную гранитную мостовую, которая без каких-либо принципиальных изменений и капитальных ремонтов служит до сих пор. В 1911 году конку электрифицировали и превратили в трамвай. Для выкупа полосок земли, которые понадобились отрезать от частных владений при расширении и спрямлении дороги и финансирования работ сами же владельцы дач по Малофонтанской дороги на десять лет предоставили городу беспроцентную ссуду. Некоторые, вроде владельца городских бань Исаковича, предоставили землю бесплатно, но некоторые отказались отдавать куски своей земли, и убедить их удалось только личным указанием императора Николая II. Единственным "исключением" стал сам Григорий Маразли, напрочь отказавшийся отдать хотя бы кусочек своего великолепного сада – и ради него город пошел на уступку, в результате чего бульвар делает изгиб в районе нынешнего санатория им. Чкалова.



*  *  *

Создатель Французского бульвара Василий Зуев еще сто лет назад пророчески писал: "Было бы большой непростительной ошибкой превратить этот район в городские улицы с плотным застроением". Сейчас, к сожалению, за какой-нибудь десяток с небольшим лет все нынешние городские власти позволили застройщикам сделать именно то, чего так категорически не хотел для своего детища один из лучших одесских инженеров-градостроителей.

Также Зуев назвал Бульвар столетней давности лучшей частью Одессы: "Французский бульвар – ближайшая и элегантная окраина города. Французский бульвар есть самая благоустроенная местность из окрестностей города. Он имеет всюду водопроводы, электрический трамвай, телефоны, электрическое освещение, будет иметь газопровод и имеет расширенную прекрасно шоссированную дорогу с широким аллеями. Словом, этот район города, обладая всеми прелестями загородной местности, с прекрасными видами моря, в то же время имеет и все преимущества благоустройства города".

Что же мы видим на бульваре сейчас: разбитую от интенсивного движения тяжелых грузовиков мостовую, нуждающиеся в ремонте трамвайные пути, обезображенные деревья, раскопанные и разбитые тротуары с припаркованными на них машинами - и все это посреди частокола высоток, превративших некогда лучшее место в городе в самый обычный спальный жилмассив.

Французский бульвар сейчас "доведен до ручки" и действительно нуждается в реконструкции. Но грамотной - с капитальным ремонтом гранитной мостовой, ремонтом и прочисткой ливневой канализации, обустройством тротуаров с ограничением парковки автомобилей, высадкой новых деревьев. Естественно, что при такой реконструкции должна сохраниться историческая компоновка Французского бульвара, которая и делает его уникальным и неповторимым местом в Одессе.



Каких-либо проектов, проектов решений и другой актуальной документации на текущий момент нет. Есть лишь очередные разговоры. Очередной всплеск общественной активности вызван всего лишь устным выступлением мэра Одессы Геннадия Труханова, которое вполне могло быть всего лишь зондажом общественного мнения или попыткой предварительного поиска компромиссного и устраивающего всех решения. Однако, не стоит забывать о том, что устное выступление может очень быстро превратиться в реальную стройку или реконструкцию без проекта, без документов, но зато с бульдозерами и экскаваторами.

comments powered by HyperComments