Одесситы намерены законными средствами сохранить трамвай в Аркадии (ФОТО)

Инициативная группа одесситов подписала обращение к мэру Геннадию Труханову: они требуют сохранения трамвая в Аркадии.


С 18 сентября трамваи в Аркадию не ходят: движение вагонов-челноков маршрута 5А закрыли по причине реконструкции улицы Генуэзской. А на Французском бульваре вовсю ведутся геодезические измерения для будущего ремонта дороги. Одесская мэрия обещает, что после всех реконструкций разворотное кольцо 5 трамвая будет на площади 10 Апреля, а до Аркадии пассажиров трамвая будут подвозить бесплатные автобусы. 

Однако, первоначально информация была совсем другой. 19 февраля 2014 года начальник управления дорожного хозяйства Андрей Шмагай представил одесситам проект восстановления трамвайного кольца в Аркадии - сразу после перекрестка улиц Генуэзской и Посмитного. Для того, чтобы разместить там кольцо, необходимо было срезать склон под улицей Посмитного. Стоил этот проект чуть более 16 миллионов гривен - что примерно равно стоимости одного нового трамвая. Уже летом ни в департаменте транспорта, ни в КП "Одесгорэлектротранс" не знали, как именно будет выглядеть кольцо и отвечали на вопросы журналистов фразами о "поиске вариантов". И уже осенью, 26 сентября, стало известно, что срезать склон - слишком дорого, поэтому кольцо будет размещено на площади 10-го Апреля.

По мнению, озвученному на пресс-конференции редактором Южного Курьера и транспортным экспертом Александром Вельможко, задача сохранения трамвайного движения в Аркадии является стратегически важной для города. Решить эту задачу можно несколькими способами. В частности, можно построить кольцо - либо по проекту со срезанием склона, либо вписав его в существующую площадь для разворота автотранспорта - но для этого необходимо снести одно некапитальное строение. Также можно сохранить тупиковую конечную, запустив в Аркадию двусторонние трамваи. На тот случай, если одновременная закупка необходимого количества таких трамваев окажется финансово непосильной, Вельможко предложил поэтапный запуск челноков: сначала один от площади 10-го Апреля, затем 3-5 от парка Шевченко или железнодорожного вокзала, а в итоге - не менее 15-16 в полном виде 5-го маршрута от автовокзала.

Также Александр Вельможко заметил, что любая реконструкция Французского бульвара превращает его из прогулочной зеленой зоны в обыкновенную автомагистраль: "Если проезжая часть будет расширена до четырех полос, а трамвайные пути перенесены на совмещенное с ней полотно, то во многих местах бульвара для пешеходов останутся лишь узкие - менее двух метров, тротуары. Какой же это бульвар? Кроме того, в таком случае теряется эффективность трамвая - он будет точно так же стоять в пробках и заторах, как, например, на Преображенской. А технология бесшпальной укладки рельсов, примененная во время подобных реконструкций той же Преображенской, Колонтаевской и Фонтанской дороги, признана неудачной в тех городах, где она была разработана и применена в наибольших местах - Праге и Будапеште. В любом случае, нынешняя городская власть сейчас делает с трамваем на Французском бульваре и в Аркадии то, что не смог сделать в 2007 году мэр Эдуард Гурвиц."

Общественник Сергей Дибров считает, что одесситов в этом случае попросту обманули: "Одесситам, которые направляются на пляж в Аркадию, не нужно спускаться по лестнице. Именно по этой причине два поколения моих предков ездили на пятом трамвае до пляжа», – рассказал Сергей Дибров. К сожалению, подчеркнул он, сегодня Аркадия перестает быть местом для отдыха. "Аркадия уже не пригодна не только для отдыха, но и для жизни. И жители домов, расположенных в этих районах, могут обосновать мою точку зрения. Власти нам показывали красивые картинки, которые, как мы видим, не соответствуют действительности. Также может быть, что интересы обычных одесситов не были учтены потому, что процессы в нашем городе происходят хаотично и сиюминутно".

Депутат одесского горсовета Георгий Селянин считает, что таким образом власти Одессы преграждают доступ в Аркадию. Он отметил, что ситуация с пятым трамвайным маршрутом, который связывал Молдаванку, Французский бульвар и Аркадию, очень беспокоит малоимущих одесситов и горожан, имеющих проблемы со здоровьем. "Мне кажется, что лоббисты и инициаторы такого предложения не подумали о людях. Каким образом пожилые одесситы будут пересаживаться с площади 10 Апреля и пересаживаться на автобус или трамвай-челнок, который предполагается запустить от площади до Аркадии?" - считает депутат и подчеркивает, что разворот трамвая на площади 10 Апреля приведет к транспортному коллапсу на площади, либо даже к аварийным ситуациям.

По мнению архитектора Валерия Уренева, реконструкция Аркадии, которую курировал тогда еще первый вице-мэр Олесь Янчук, не была рассмотрена на заседании Союза архитекторов, Градсовета и не прошла процедуры общественного обсуждения. "Были удовлетворены частные потребности развития торговли, поэтому Аркадия продолжает превращаться в зону владельцев капиталов, а малоимущим там нечего делать. Трамвай является экологически чистым транспортом, и убирать его из курортной зоны нельзя. Сегодня имеются достаточно высокие технологии производства этого вида транспорта, и во многих странах мира трамваи работают удачно, не вызывая никаких проблем. Ситуация с 5-ым трамваем – это частный вопрос большой проблемы. В общий комплекс вопросов, которые нужно решать вместе, входит и превращение Французского бульвара в магистраль интенсивного движения. Это зона отдыха! Нужно принять решение, что нельзя убирать трамвай. А как решить – это дело специалистов, для чего они и существуют. Если специалисты рассказывают отговорки, значит, они работают под чьим-то заказом" - считает Уренев.

Участники инициативной группы подписали коллективное обращение к городскому голове Геннадию Труханову с требованием сохранить 5-й маршрут трамвая в том виде, как он был до реконструкции Аркадии. Кроме того, депутат горсовета Георгий Селянин направил в ряд учреждений одесской мэрии депутатский запрос с требованием предоставить проектную документацию по реконструкции улицы Генуэзской, любым ремонтным работам на Французском бульваре, а также о параметрах работы трамвайного маршрута №5. От полученных ответов будут зависеть и дальнейшие действия инициативной группы. В любом случае, отмечают ее участники, имеется достаточно законных способов превратить общественное мнение в конкретные действия - как, например, остановка принятия проекта Генплана движением "Генеральный протест" летом 2013 г.

К слову, раньше трамвай в Аркадии ходил у самого моря, что видно в ретро-фотогалерее Южного Курьера.

Материалы по теме