Одесситам снова обещают расширение Французского бульвара: последствия и перспективы

Одесская мэрия намерена реконструировать Французский бульвар и расширить его проезжую часть, мотивируя это пробками и большим количеством не совсем законных новостроев. Однако, это расширение окончательно "убьет" существующие и недавно посаженные деревья на бульваре, не решит проблему автотранспорта и превратит Французский бульвар из прогулочной зоны в обычную автомагистраль.


По мнению Геннадия Труханова, решить проблему транспортной инфраструктуры в районе Французского бульвара можно расширением проезжей части самого бульвара. Также реконструкция с расширением проезжей части планируется на улицах Каманина, Генуэзской и Пионерской. "Французский бульвар давно застраивают, еще сколько квадратных метров планируют построить, а он и так уже стоит. Кроме того, из-за отсутствия там ливневой канализации в дождь все плывет", - сказал мэр.


Французский бульвар в 1999 году, фото Штефана Шпенглера из коллекции Ааре Оландера

Расширение проезжей части Французского бульвара за счет переноса трамвайных путей с выделенных полос на совмещенное полотно было одобрено одесскими архитекторами на градостроительном совете еще 25 сентября 2013 года. То есть, можно со всей уверенностью утверждать, что еще с этого времени в мэрии имеется проект и технико-экономическое обоснование подобного расширения. До этого разговоры о грядущей реконструкции с расширением бульвара вплоть до его асфальтирования и замены линии 5-го трамвая на троллейбус велись еще с 2007 года, когда вызвали резкий протест одесситов, организованный автором этих строк.

Геннадий Труханов настаивает на том, что в ближайшее время бульвар необходимо реконструировать. Однако, мощение заменять на асфальт не планируют. "Нужно продумать движение транспорта, я имею в виду расширение, но так, чтобы сохранить мощение, чтобы бульвар был таким, каким мы привыкли его видеть", - добавил мэр.

Также Труханов поручил чиновникам вести переговоры со строительными компаниями, чтобы они также принимали участие в финансировании реконструкции.

Отметим, что любое расширение проезжей части сразу повлечет за собой ряд негативных последствий экологического характера. Во-первых, будут уничтожены молодые деревья, высаженные на бульваре осенью 2015 года в качестве замены уничтоженным ранее деревьям. Во-вторых, увеличение потока автотранспорта не лучшим образом скажется на состоянии уцелевших старых деревьев бульвара. В-третьих, расширенный бульвар потеряет остатки своего рекреационного потенциала и окончательно превратится в одну из безликих автомагистралей.


Французский бульвар в 2003 году, фото Alon dreerman

Самое главное же - расширение проезжей части Французского бульвара даст лишь кратковременный эффект, а в худшем случае - вообще не даст никакого результата в плане повышения его пропускной способности. Расширение дорог и дорожной сети в целом не решает проблему автомобильных пробок в крупных городах, что доказано куда более богатой, чем Одесса, Москвой - потому что строительство дорог никогда не успевает за ростом количества автомобилей. А города Европы, которые уже прошли путь автомобилизации 30-50 лет назад, сейчас идут по пути развития общественного транспорта, пешеходной и велосипедной инфраструктуры, зачастую даже уменьшая пропускную способность дорог для автомобилей.

На самом деле Французский бульвар сейчас выполняет не только задачу локальной транспортной артерии, обслуживающей нужды жителей расположенных на нем зданий - старых и новых. В связи с хронической загруженностью проспекта Шевченко и неободимостью проезда транспорта из района 5-й Фонтана и площади 10-го Апреля через "бутылочное горлышко" у железнодорожного вокзала, многие водители используют в качестве транзитной магистрали именно Французский бульвар. Так они получают возможность объехать Привокзальную площадь и по Большой Арнаутской или Успенской попасть прямо в центр города. Для того, чтобы не возникало необходимости использовать Французский бульвар как транзитную магистраль, автором еще в 2012 году был предложен комплекс мер по перенаправлению потоков автотранспорта с проспекта Шевченко и Французского бульвара на Среднефонтанскую. Также для разгрузки Французского бульвара необходимо обеспечить еще один выезд с него на проспект Шевченко через Шампанский переулок.

Но важнейшим шагом для решения транспортных проблем не только Французского бульвара, но и всего города является приоритетное развитие общественного транспорта - такого, который по скорости, комфорту и престижу будет превосходить использование личного автомобиля в городских условиях.

Сейчас до половины общего объема трафика на узловых перекрестках вроде района Привокзальной площади, например, составляют многочисленные автобусы малой вместимости. Их замена на автобусы большой вместимости может сократить число автобусов в городе, в общем, на 500-600 единиц.

Кроме того, Французский бульвар сейчас крайне слабо связан общественным транспортом с другими районами города. По нему курсирует лишь трамвайный маршрут №5, связывающий Аркадию, Французский бульвар, железнодорожный вокзал, рынок "Привоз", район Молдаванки и автовокзала. В результате те жители Французского бульвара, которым надо в другое место - вынуждены либо идти пешком на проспект Шевченко, либо делать пересадку, либо пользоваться личным автомобилем.


Французский бульвар осенью 2014 года, фото А. Вельможко

Частично исправить ситуацию может трамвайный маршрут от Херсонского сквера до Аркадии, который пройдет по улицам Софиевской, Преображенской, Тираспольской, Старопортофранковской, Пантелеймоновской и Французскому бульвару. Почти так же в свое время ходил маршрут одной из первых "маршруток" Одессы №195. Запуск нового трамвайного маршрута возможен технически - это позволяет путевое развитие трамвайной сети, но этому мешают вечные пробки на улице Пантелеймоновской и определенный недостаток подвижного состава.

В то же время Французский бульвар сейчас действительно нуждается в реконструкции - такой, которая позволит ему сохраниться в качестве бульвара. Это подразумевает не только ремонт разбитой от движения тяжелых грузовиков мостовой, но и замену порядком изношенных трамвайных путей с сохранением их на выделенной полосе. Также необходимло проложить ливневую канализацию под бульваром, модернизировать другие инженерные сети. В плане зеленых насаждений идеальным было бы полное восстановление "внутренних" рядов деревьев между трамвайными путями и проезжей частью на участке бульвара от театра Музкомедии до института имени Филатова - где они и были ранее, а также высадка новых деревьев (а не саженцев) на местах других уничтоженных деревьев.

Материалы по теме