Тени забытых эмоций или история одного чуда на одесской виртуальной сцене

Сергей Стеблиненко  |  Четверг, 26 марта 2020, 09:19
Оторопь... Невозможность сосредоточится... Попытки понять происходящее... Что же на самом деле творится на сцене?
Тени забытых эмоций или история одного чуда на одесской виртуальной сцене

Между 6 и 7 минутой меня полностью поглотило... А что собственно заставило с головой уйти в … "марево"? Ничего другого на ум не приходит. Я просто отключился и был там - на сцене. Среди танцующих поющих и живущих какой-то невероятной жизнью людей. Вокруг меня менялось пространство, пролетали чужие судьбы и текла совершенно нереальная жизнь...

Я просто плыл на одной волне с чем-то потусторонним и чувствовал, как где-то в глубине моего сознания просыпаются тени давно забытых предков. Моих предков...

Раньше думал, что существует две равновеликие истории любви Ивана и Марички, живших когда-то на берегу речки Черемош - народная поэма в прозе Михаила Коцюбинского и удивительная легенда Сергея Параджанова. Как оказалось, есть и третье произведение, равное двум вышеназванным - сказочный сон Ивана Урывского.

То, что создал этот молодой одесский режиссер не поддается привычному описанию. Сказать талантливо - мало, гениально - рано (чуть ниже поясню почему).

Этому человеку удалось, казалось бы, невозможное - он создал произведение, воздействующее на зрителя на уровне... подсознания. Да, да... Я вовсе не оговорился - после 10 минуты и до самого конца не было никакого осмысления происходящего. Его заменил шквал эмоций, которых не испытывал уже давно. Будучи зрителем, я чувствовал себя частью развернувшегося на сцене действа - дул в трембиты, бил по барабану, страдал, веселился, умирал и снова возрождался. Кстати, умирать пришлось довольно часто - скорее всего подобный эффект закладывался еще в сюжете повести, но не был востребован Параджановым.

Сумасшедший темпоритм создавал ощущение... мимолетности, в результате чего часовой спектакль ощущается не более 20 минут. Феноменально выдержаны перепады этого ритма - они усиливают эмоции, при этом совершенно не чувствуется изменения настроения.

Сейчас пишу прямо в онлайн, чтобы не потерять того транса, в который вогнал меня спектакль. Поэтому не удивляйтесь, что рассказываю больше о собственном восприятии увиденного, чем о самой постановке.

Казалось, охвачено всё одинаково блестяще - актеры, звук, свет... Работает каждая скамейка на сцене и деталь одежды актеров. Абсолютная гармония, в которой невозможно обнаружить малейший изъян. Создается иллюзия живого леса, реальной реки и... образов когда-то живших в этих местах людей. Все это заполняет не только сцену, но и пугающий пустотой зрительный зал.

Пусть меня простят актеры, но главных ролей в спектакле я не обнаружил. Все, кто находился на сцене были одинаково хороши. Думаю, что это тоже вошло в замысел режиссера - ведь они играли тени давно ушедших людей...

А теперь о гениальности...

О ней можно будет говорить лишь увидев спектакль вживую. Дело в том, что зрительские места располагаются непосредственно на сцене буквально в шаге от исполнителей. Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») при просмотре онлайн, естественно, отсутствует. Поэтому пришлось настраиваться смотреть на происходящее глазами реального зрителя, перед носом которого все и происходит. Без иммерсивности нет того шквала эмоций, который обрушивается на реального зрителя. Именно по этому хочу посмотреть спектакль вживую.

P.S. Мне кажется, в следующей "не рецензии", которую обязательно напишу после посещения театра, слово "гениально" появится обязательно.

comments powered by HyperComments