Исторические казусы: Славные традиции испанского флота – искусство топить собственные корабли ввиду отсутствия противника.
Была ли это диверсия со стороны мятежников? Возможно. Однако есть и другая вероятная причина гибели линкора – вот о ней мы и поговорим.
Каждый мало-мальски приличный военно-морской флот имеет свои традиции. И собственную, присущую только ему, особенность, отличающую оного от флотов других держав. Если говорить об эпохе «железа и пара», то Британия, прежде всего, славилась, как «законодатель мод», дредноуты и авианосцы – её детище. Также британские корабли отличались большой дальностью хода – для империи, где «никогда не заходит солнце», без этого – никак. Немцы славны своей качественной бронёй и отличной выучкой канониров. Французы известны совершенством обводов корпуса кораблей, итальянцы – скоростью, Австро-Венгрия – кораблями исключительно собственной постройки. Русские могли похвалиться самоотверженностью и боевым духом экипажей, американцы – схемами бронирования, японцы – схемами тактическими.
А особенность испанцев – это уникальная способность топить собственные корабли в небоевых условиях!
Кстати, сразу оговорюсь – славные идальго скорее не топили свои корабли, а гробили, то есть «загоняли в гроб», проявляя при этом поистине удивительную фантазию. Эту бы фантазию, да в нужное русло… Кстати, флоты южноамериканских стран частично переняли эту славную тенденцию, как «тяжкое наследие царского режима». Правда, до откровенного кораблевредительства доходило редко, но разгильдяйство и безалаберность – безусловно, в числе их «добродетелей».
С чего же начать? Наверное, прежде всего – со статистики. Испанские учёные (не чета британским) провели исследование, в ходе которого собрали информацию об гибели 681 судна – с конца XV века по конец XIX – от севшей на риф каракки «Санта Мария» (флагмана Колумба, на минуточку) до миноносца «Плутон», потопленного американским крейсером в 1898 году. И факты говорят следующее – 91 % испанских кораблей погибли вследствие «погодных условий» (сюда относят как шторм, так и «пропажу» при невыясненных обстоятельствах), чуть более 4 % - мели и рифы, 0,8 % - пираты, а на боевые потери приходится целых 1.4 %!
Но, прежде чем окунуться в чудесный мир испанской «самотопной» фантазии, перенесёмся в год 1817 – как раз тот период, когда железного флота не было ещё, а деревянного - уже. Великолепная Армада Эспаньол давно гнила на дне океанском недалеко от мыса Трафальгар, дни морской славы Испании остались в прошлом, а колонии под шумок начали бороться за независимость, да ещё Португалия «вогнала нож в спину», нахально отжав будущий Уругвай. Для войны с инсургентами в колониях нужны были корабли, и нужны были срочно - «Нужны корабли! Пол царства за корабли!». И лишь Англия, обладая лучшим в мире кораблями, могла себе позволить продавать их в товарных количествах – у иных держав было туго как с самими кораблями, так и с желанием поддержать испанскую монархию. Но Англия – не вариант, ибо «владычица морей» активно поддерживала «борцов за независимость» Латинской Америки.
И тут как нельзя кстати Дмитрий Павлович Татищев (чрезвычайный и полномочный, «наш человек в Мадриде») порекомендовал королю Фердинанду VII купить корабли у России. И испанский монарх, всегда чутко относящийся к рекомендациям посла, принял решение купить у Российской империи пять линейных кораблей и парочку фрегатов – без лишней шумихи, не уведомив своих адмиралов, за очень немалую сумму - 13 600 000 рублей, естественно – не бумажных. Причём деньги большей частью были английские – как плата за отказ от работорговли, ибо казна испанских Бурбонов была пуста, как барабан.
В чём же подвох? Да – российский флот был могуч и славен, да – российское кораблестроение было «впереди планеты всей» (даже англичане не чурались покупать корабли у России).
Но! Именно в этот период российский флот отличался «смертоубийственным» качеством – в период Наполеоновских войн Петербургу срочно нужны были корабли «вчера». И их строили. Не как англичане – из высококачественного дуба. И не как те же испанцы – из кубинского красного дерева. А из «гуано и веточек», то есть из сырой сосны. Соответственно, гнить такие корабли начинали ещё на стапелях и весь этот паноптикум, формально считавшийся одним из сильнейших в мире, лишь изредка покидал Кронштадт, да и то – только свежие корабли, не успевшие окончательно прогнить и прорасти шишками.
Линейный корабль «Три Святителя», по прибытии в Кадис едва держался на плаву
И вот этот «плавающий цирк» двинулся в сторону Испании, периодически заходя в гавани на ремонт. Переход был трудным, ибо парусники были не новые – по российским меркам. И наконец 21 февраля 1818 эскадра таки доползла до Кадиса. Испанский король ликовал, испанские же моряки пытались вернуть на место вставшие дыбом волосы и вылезшие из орбит глаза – да, Армада Эспаньол была известна своей безалаберностью, но такого бардака славным идальго видеть не приходилось.
Ко всему прочему, в тёплой воде южных морей сырая сосна начала гнить ещё быстрее, чем в хладе Балтийского моря. Да ещё, как вишенку на торте, русские привезли с собой какого-то жутко прожорливого червя-древоточца, которому очень понравилась кубинская древесина испанских кораблей.
В итоге из всех этих «дровяных сараев» плавать и не тонуть могли лишь два – линейный корабль «Дрезден» (ставший «Александром Примейро») и фрегат «Патрикий» (ставший «Марией Исабел»). И если первый таки начал «терять плавучесть» уже в первом трансатлантическом рейсе и был спешно возвращён обратно в Кадис, то второй, будучи захваченным чилийскими повстанцами, долго и славно служил во флоте Чили и стал дедушкой чилийских военно-морских сил.
Прочие же корабли благополучно сгнили в Кадисе, к вящему удивлению испанцев — как русские могут на этом выходить в море, да ещё воевать и побеждать?
«Виктория» и «Кампердаун»
Но оставим эпоху «дерева и паруса» и вернёмся в эпоху «железа и пара». Хочу заметить – превращением надводных кораблей в подводные отметились не только испанцы. Флоты многих стран по меньшей мере раз, а то и больше, испытали этот опыт.
Например, Британия в сентябре 1870 года аккурат возле испанских берегов «благополучно» утопила в штормящем море мощнейший броненосец того времени – «Кэптен». И снова в сентябре, но уже 1875 года погиб броненосец «Вэнгард» - его протаранил однотипный «Айрон Дюк». За ними последовал броненосец «Виктория», протараненный британским же броненосцем «Кампердаун» в июне 1893 года – во время манёвров в Средиземном море, а броненосец «Монтегю» напоролся на скалы Шаттер-пойнта уже в веке двадцатом – был май 1906 года и капитан корабля не послушал лоцмана, за что и поплатился.
«Либертэ» после катастрофы
Флот французский специализировался по пожарам. Сначала на рейде Тулона сгорел батарейный броненосец «Мажента», как раз на Хэллоуин 1874 года. Но это во времена, когда «деревья были большими», а пушки – гладкоствольными. А вот в веке двадцатом французы «предпочитали» взрывы – в марте 1907 года взлетел на воздух броненосец «Йена», а в сентябре 11-го года на том же рейде того же Тулона взорвался «Либертэ».
«Гроссер Курфюрст» под парусами
Не остались в стороне и немцы – башенный броненосец «Гроссер Курфюрст» спустя всего три недели после вступления в строй был протаранен немецким же броненосным фрегатом «Кёниг Вильгельм» - в лучших традициях флота британского, и было это 31 мая 1878 года.
Русский флот тоже не миновала чаша сия. В сентябре 1893 года погибла броненосная канонерская лодка (бывший монитор) «Русалка» - но это был 8-ми балльный шторм и шансов у низкобортного корабля не было. А вот то, что произошло 12 июня 1897 года – погодой оправдать нельзя. Броненосец «Гангут» напоролся на подводную скалу – лоции не обновлялись лет 15 – и, несмотря на все попытки его спасти, ушёл на дно.
«Гангут» тонет
Японский флагман адмирала Того «Микаса» взорвался всего через несколько дней после окончания русско-японской войны, 12 сентября 1905 года – но самураи его подняли. И это закономерно – для них корабль был легендарен. Ещё более интересна история крейсера «Унэби» — он пропал без вести в декабре 1886 года при переходе из Франции в Японию, так и не успев вступить в состав японского Императорского флота - скорее всего, утонул во время тропического урагана.
У итальянцев был «Базиликата» – бронепалубный крейсер, взлетевший на воздух на рейде Суэца 13 августа 1919 года.
У американцев – конечно же «Мэйн» (об его судьбе и последствиях гибели написано в одной из моих статей)
Но, и ещё раз – но! Количество утопленников было прямо пропорционально размерам флота, то есть, грубо говоря – эти страны «могли себе такое позволить».
У испанцев же ситуация была с точностью наоборот. Вот, собственно, об этом и пойдёт речь.
После длительного застоя Испания, включившись в «мировую гонку вооружений», на заре «стальной эпохи» добилась поразительных результатов – к середине XIX века испанский флот винтовых фрегатов был третьим в мире, уступая лишь Англии и Франции. Но, взяв высокий темп, удержать его страна горячих кабальерос и не менее славных идальго не смогла – это были уже «задворки Европы» и на «поезд» промышленной революции Испания опоздала. А тут, как назло, грянула Тихоокеанская война, в которой Испания воевала почти со всеми южноамериканскими странами.
«Ковадонга» спускает флаг перед «Эсмеральдой»
И мы откроем счёт удивительных потерь испанского флота событием, произошедшим 25 ноября 1865 года. Испанская голета «Вирген де Ковадонга» вступила в бой с чилийским корветом «Эсмеральда», испанский лейтенант Фери, считая продолжение боя бесперспективным, приказал команде покинуть корабль и открыть кингстоны. Однако шустрые чилийцы сейчас же высадили на покинутую шхуну абордажную команду, перекрыли вентили и преспокойно увели трофей в чилийский Лос-Вильос. К какой категории потерь отнести сей случай – затрудняюсь сказать, всё-таки война. С другой стороны – достаточно уникальный случай захвата судна, во всяком случае, испанский адмирал посчитал это величайшим позором и унижением.
«Петронила» терпит крушение
Что касается, собственно, больших океанских фрегатов, то «Нуэстра Сеньора дель Триунфо» сгорел в ночь с 24 на 25 ноября 1864 года, когда один из матросов разбил банку со скипидаром и попытался вытереть лужу при свете масляного фонаря, и было это всего через три года после вступления в строй. А за год до неё, 8 августа, у берегов Кубы погибла «Петронила» - из-за открывшейся течи в трюмы хлынула вода и экипаж вынужден был покинуть корабль.
Итак, уже имеем «кражу», пожар из-за халатности и кораблекрушение вследствие плохого технического состояния.
В 1868 году случилась La Gloriosa – Славная революция – в ходе которой славные идальго свергли, как выяснилось, не очень славную королеву Изабеллу Сегундо. Потом был новый король – Амадео I из Савойской династии, династическая война и республика, гражданская война и снова новый король – сын Изабеллы, Альфонсо XII, по прозвищу El Pacificador – то есть Миротворец. Всё это заняло долгих 8 лет, флот принимал самое активное участие во всех событиях и понёс ощутимые потери. А вот насколько они были боевыми – давайте разбираться.
Колёсный фрегат «Фернандо эль Католико»
Итак, 18 октября 1873 года батарейный броненосец «Нумансия», совершив не очень изящный манёвр, протаранил своим могучим носом фрегат «Фернандо эль Католико». По аналогии с «дружественным» огнём, назовём это – «дружественный» таран (с).
А 30 декабря того же года в бухте Картахены взлетел на воздух броненосец «Тетуан». Версий причин гибели было много – от диверсии до случайного попадания снаряда полевого орудия, но исследователи больше склоняются к типичной для испанского флота причине – халатность.
Батарейный броненосец «Тетуан»
Но ещё более занятная история произошла с броненосцем «Арапилес». Всё в том же году он сел на мель у берегов Венесуэлы и был отбуксирован на ремонт в Нью-Йорк. Однако в это время произошел инцидент возле Кубы, где испанский крейсер потопил американский пароход. Пока конфликт улаживали дипломатически – в американских доках броненосец успели несколько раз утопить и уронить, вследствие чего его разобрали на дрова (в прямом смысле) в 1879 году – дальнейший ремонт был признан нецелесообразным.
И всё в том же 1873 году канонерская лодка «Солдадо», после всего четырёх лет службы, погибла в кораблекрушении – причём, при достаточно спокойной погоде.
Батарейный броненосец «Арапилес»
В итоге, «неудачливый» год добавил в наш список потерь ещё четыре пункта – «дружественный» таран, взрыв из-за халатности, посадку на мель с последующим неудачным ремонтом и гибель при кораблекрушении.
К этому времени Испания окончательно покинула список больших морских держав и на некоторое время наступило затишье, как в кораблестроении, так и в небоевых потерях. Но ненадолго.
В 1880 году канонерская лодка «Рапидо» (того же класса Эриксон, что и «Солдадо») утонула у Лос Колорадос. А через два года испанский флот потерял фрегат «Вилья де Мадрид». Его также можно бы занести в небоевые потери, но очень условно - котлы корабля пришли в полную непригодность, многочисленные ремонты положения не спасли и он был списан. Так что будем честны - он в наш список не попадает.
А вот крейсеру «Гравина» найдётся место в нашем списке. Новейший испанский корабль попал в тайфун у острова Фуга (к северу от Лусона) и погиб 10 июля 1884 года, всего через три года после ввода в строй.
Затем был очередной очень «неудачный» для Армада Эспаньол год – 1895. В течение этого года Испания лишилась сразу трёх крейсеров.
«Реина Рехенте» терпит крушение
И первой была «Реина Рехенте».
9 марта 1895 года в марокканский порт Танжер прибыл элегантный двухтрубный корабль. На его борту, после совещания с испанскими губернаторами, возвратился в Марокко посол. А на следующий день, в воскресенье, крейсер должен был вернуться в Кадис. Однако погода внезапно ухудшилась, лил сильный дождь и море штормило. Капитану посоветовали переждать непогоду, но он категорически отказался, так как спешил в родной порт, чтобы присутствовать при спуске броненосного крейсера «Карлос V».
10 марта корабль скрылся за стеной дождя… и больше его никто не видел.
Как там у Булгакова? «… за ним заехала машина, чтобы отвезти на службу - и с концами…». Поиски пропавшего крейсера начались в тот же день. Тщательно, метр за метром, исследовали берег у предполагавшегося места гибели. Крейсера «Альфонсо XII» и «Исла де Куба» осмотрели всё побережье, вплоть до мыса Трафальгар, но безрезультатно – море умеет хранить свои тайны.
«Санчес-Баркастеги»
Вторым был крейсер «Санчес-Баркастеги».
В темную ночь с 18 на 19 сентября 1895 г. крейсер вышел в море из Гаваны. Корабль выполнял важную миссию – ловил контрабандистов оружия. Где-то около полуночи на мостике крейсера заметили идущий ему наперерез пароход «Конде де ла Мортера». Так как в целях секретности огни на «Санчесе» были погашены, капитан, видя всю опасность ситуации, приказал зажечь огни. Огни зажглись и тут же погасли – стармех выключил динамо-машину, ибо в неё попала рука одного из матросов (о, как это по-испански!). Удар – и нос парохода воткнулся аккурат в середину крейсера. И если бы этот нос остался в пробоине – последствия были бы не так печальны. Но команда «полный назад» - и крейсер уходит на дно, забрав с собою три десятка моряков, капитана и адмирала.
«Кристобаль Колон»
Третьим был «Кристобаль Колон» (или Христофор Колумб, если вам так привычней).
29 сентября в ходе патрулирования побережья крейсер сел на мель – всё у того же Лос Колорадос, где за 15 лет до этого погиб «Рапидо». А внезапно налетевший тайфун поставил окончательную точку в его карьере, обезобразив изящный корабль до неузнаваемости и невозможности продолжать службу – к счастью, без человеческих жертв.
Но если вы думаете, что история «Рейна Рехенте» закончилась с её гибелью – вы глубоко ошибаетесь! У «Рейны» было две сестры (или брата – не силён в испанских морских терминах) – «Альфонсо XIII» (не путать с Альфонсо XII!) и «Лепанто». Пока эти два строились – а испанцы делали всё долго и основательно, как вы могли заметить, на «века» - «Реина» успела войти в состав флота, 7 лет активно послужить и погибнуть. И вот в 1896 году «Альфонсо» попытались спустить на воду – именно попытались. Ибо с первого раза это не получилось – крейсер категорически не хотел спускаться, норовя всё время утонуть. Был и второй раз, и третий – с тем же результатом. В итоге в 1900 году корабль был зачислен в состав флота прямо на стапеле и тут же списан. Вот такой «мёртворождённый» крейсер!
С «Лепанто» было не менее интересно. Условно крейсер был введён в состав флота в 1899 году – именно условно, так как артиллерию на корабле не устанавливали (с ней он норовил утонуть), а экипаж был самый минимальный. Этого экипажа как раз хватало, чтобы крейсер мог красиво дефилировать по бухте на парадах (если позволяла погода) и иногда выходить на рейд Картахены – на большее он был не способен. В итоге он стал учебным кораблём, намертво пришвартованным в гавани.
И что же мы добавим в наш список? Утонул, разрушен тайфуном, пропал без вести, потоплен пароходом, сел на мель, «уничтожен» на стапеле и «свадебный» крейсер. Поистине – испанская фантазия неисчерпаема и они редко повторялись.
А затем грянул 1898 год и испано-американская война. За три с половиной месяца боевых действий янки кардинально проредили Армада Эспаньол. Но если вы думаете, что война отбила у славных идальго охоту гробить собственные корабли – вы опять глубоко ошибаетесь!
«Кардинал Циснерос» тонет
Миноносцы «Ариете» и «Райо» готовили к отправке на Кубу вместе с эскадрой адмирала Серверы, но в итоге решили оставить в метрополии, опасаясь, что низкобортные корабли банально «не дойдут». Однако от судьбы не уйдёшь – оба миноносца сгорели при пожаре в Караккском арсенале 10 декабря 1905 года.
Кстати, в том же году броненосный крейсер «Карденал Хименес де Сиснерос» умудрился найти «неизвестное препятствие» в самом судоходном районе Гибралтарского пролива и благополучно затонуть. Удар был так силён, что крейсеру, как консервным ножом, вспороло днище на протяжении 50 метров и по инерции он прошёл ещё две с половиной мили, прежде чем погрузиться на дно – при такой пробоине не могли спасти никакие насосы и переборки. К счастью, стояла тихая погода все 550 человек экипажа были спасены подошедшими рыболовецкими судами. Это случилось 28 октября.
Канонерская лодка «Конча»
Новый, двадцатый, век испанский флот встретил в глубокой «спячке». Но уже к 1908 года Испания вновь попыталась вернуться в число больших морских держав – как пыталась до этого несколько раз. Была создана национальная кораблестроительная компания - «Сосьедад Эспаньола де Конструксьон Наваль», которой и предстояло возродить испанский флот. Амбициозная судостроительная программа предполагала строительство современных крейсеров и эсминцев, а впоследствии к ним добавились и самые «модные» корабли той современности – дредноуты! Правды ради, испанцы строили медленно – 8-10 лет для крейсера и 4-5 лет для эсминца – и не всегда удачно, порой корабли спускались на воду уже сильно морально устаревшими, но – строили! И было что топить…
Счёт небоевым потерям двадцатого века открыла канонерская лодка «Конча», удачно посаженная на мель 11 июня 1913 года. А затем настала очередь самых крупных кораблей Армада Эспаньол - «Infeliz trinidad» – троицы испанских дредноутов.
Однотипные «Эспанья», «Альфонсо XIII» и «Хайме I» были самыми маленькими дредноутами в мире. Заложенные в 1909-1912 и вступившие в строй с 1913 по 1921 (да, славные идальго строили неторопливо, да и мощности были слабоваты – не чета британским), они имели водоизмещение, не превышавшее 16.7 тысяч тонн. Для сравнения – легендарный броненосец флота Микадо «Микаса» имел почти те же 16 тысяч тонн, а броненосный крейсер российского Императорского флота «Рюрик» – все 17. Все «взрослые» дредноуты имели водоизмещение не менее 21 тысячи тонн, и то – самые первые. И всё у испанских линкоров было мало – начиная от длины (всего 140 метров), скорости – 19 узлов и заканчивая толщиной броневого пояса («аж» 8 дюймов). А вот что у них было велико, так это орудия главного калибра – 8 двенадцатидюймовок в четырёх башнях, да с длиной в 50 калибров. И в придачу к этому двадцать четырёхдюймовок противоминного калибра. Естественно, корабли были крайне перегружены, что вкупе с низким бортом ставило под сомнение мореходность этого чуда испанского судопрома.
Судьба у кораблей была разная, но итог один – все они погибли не в бою.
«Эспанья» и «Альфонсо XIII»
И первой была «Эспанья».
Шла Рифская война – испанцы пытались доказать марокканцам, что власть короля – это благо, берберы же активно этому сопротивлялись. Однако карликовый дредноут угробила не боевая, а чисто навигационная причина в виде каменной отмели у марокканского побережья. Испанцы умели и любили создавать себе проблемы на ровном месте – в данном случае проблемой были лоции, коих было две – правильная и неправильная. Одна – гидрографической службы флота, вторая – военного министерства. Естественно, капитан шёл по неправильной, грубо говоря «по пачке Беломорканала». Добавим к этому густой туман и вуаля – дредноут сел на мель 26 августа 1923 года, всего в 200 метрах от берега. Причём так основательно сел, что многомесячные попытки снять его с этой мели не увенчались успехом. К счастью, экипаж не пострадал. Точку в спасательной операции поставили зимние шторма, которые сломали корабль пополам и разбросали останки по дну. Так погиб первенец испанского дредноутного флота.
Линкор «Эспанья» гибнет на камнях у мыса Трес Форкас
Вторым был «Альфонсо XIII».
После гибели первенца испанцы переименовали второй корабль в «Эспанья» и это было большой ошибкой – негоже давать имя корабля со столь печальной судьбой. И история подтвердила этот тезис.
Шла Гражданская война. Испания была поделена между двумя противоборствующими сторонами, был поделен и флот. «Эспанья» ходила под флагом франкистов, а «Хайме I» – под флагом республиканцев. 30 апреля 1937 года линкор в сопровождении эсминца «Веласко» преследовал британский пароход и подорвался на мине. В течение трёх часов корабль затонул – испанские дредноуты отличались крайне низкой живучестью из-за отвратительной подводной защиты. Опять же, к счастью, находившийся рядом эсминец спас весь экипаж, за исключением пяти матросов. И вот тут вопрос – считать ли эту потерю небоевой.
С одной стороны – шла война и это была мина. С другой стороны – мину установили сами франкисты, по испанской же привычке не уведомив капитана корабля об схеме минного заграждения. Так что халатность это или боевая потеря – решать вам.
«Альфонсо XIII»
Третьим был «Хайме I».
Его не переименовывали, но это его не спасло. С его гибели мы и начали нашу историю. Бытует мнение, что причиной взрыва была диверсия франкистов. Но есть и иная версия – курение вблизи пороховых погребов и сидение на снарядах с той же целью обычно приводит вот к таким последствиям. Во всяком случае, так утверждал адмирал Николай Кузнецов, и у нас нет оснований ему не верить.
Видимо, кровавая гражданская война и долгие годы автаркии Франсиско Франко стали той самой прививкой, которая купировала испанскую болезнь «кораблевредительства». Во всяком случае, после гибели крейсера «Блаз де Лезо» - в 1932 году в ходе учений он сел на мель на мелководье Финистерра, видимо, плохо научились – небоевые потери Армада Эспаньол свелись к нулю. А всего же от различных аварий и катастроф испанский флот в эпоху пара и брони потерял двадцать кораблей - от миноносца до линкора.
Корабль стратегической проекции силы - «Хуан Карлос I», детище испанских кораблестроителей
Время подвести итоги. За долгие столетия истории военно-морского флота Испании были взлёты и падения, славные победы и позорные поражения, множество войн, в том числе гражданских. Но ныне Армада Эспаньол имеет современные корабли, построенные собственными корабелами, и, смею надеяться, будет радовать любителей истории военной и флота. Но – лучше на парадах, чем в морских сражениях.