Кандидат в мэры Одессы хочет второй раз уничтожить городской электротранспорт

Александр Вельможко  |  Четверг, 17 сентября 2020, 16:16
На выборах 25 октября одним из кандидатов на пост мэра Одессы очень хочет стать бывший мэр Эдуард Гурвиц. Он уже один раз почти полностью уничтожил городской электротранспорт бесплатным проездом. Сейчас он хочет повторить это и добить трамваи и троллейбусы окончательно.
Кандидат в мэры Одессы хочет второй раз уничтожить городской электротранспорт

Те одесситы, кто постарше, хорошо помнят суровые 90-е и работу электротранспорта. Проезд в трамваях и троллейбусах в период 1994-1998 гг. был бесплатный, но зато ждать их надо было полчаса и более. Техника не ремонтировалась, трамваи не закупали, а новых троллейбусов на тот момент было совсем немного. А в трамвайных депо стояли десятки разграбленных и "выпотрошенных" остовов, когда-то бывших трамваями.

Даже официальная статистика показывает за этот период четырехкратное падение пассажиропотоков электротранспорта и значительное сокращение количества трамваев и троллейбусов. Одесское трамвайно-троллейбусное управление, ставшее тогда коммунальным предприятием, перестало получать "живые" деньги от продажи билетов, а финансирование из бюджета города было мизерным и не покрывало потребностей ни для выплаты зарплаты, ни для закупки запасных частей, ни, тем более, обновления подвижного состава. Хотя новые троллейбусы в ограниченных количествах, все же закупались - это "квадратные" по дизайну сочлененные и одиночные троллейбусы модели "ЮМЗ". В период 1995-1997 гг. было безвозвратно утрачено более 150 трамваев и значительное число троллейбусов - в условиях нехватки запчастей сломавшаяся техника немедленно разбиралась на запчасти.

Количество выпусков электротранспорта на маршруты сократилось в таких условиях до 30-40 трамвайных составов и такого же количества троллейбусов - против 160-170 двух и трехвагонных трамваев до 1994 г. и более 200 троллейбусов в начале 90-х. Закрыли трамвайное депо №3 на Алексеевской площади и троллейбусное депо №1 на улице Зоопарковой.

Именно тогда, в 90-е, трамваи и троллейбусы, которых надо было ждать на остановке полчаса и больше, стали восприниматься не как общественный транспорт. а как унизительные лоховозки для пенсионеров, бедных студентов и неимущих. Такой имидж у них сохраняется до сих пор, к сожалению.

Лишь после восстановления оплаты за проезд в начале 1999 года, массовой модернизации трамваев, постепенной закупки троллейбусов к середине 2000-х удалось восстановить показатели до примерно 150 трамваев, но уже в одновагонном виде, а также до сотни троллейбусов на маршрутах. Даже сейчас, несмотря на массовую закупку новых троллейбусов в 2016-2018 гг. (всего 57 единиц) и начатое впервые за годы независимой Украины реальное обновление трамвайного парка (25 новых вагонов за последние 5 лет) последствия кризиса электротранспорта времен бесплатного проезда по инициативе Гурвица не преодолены до сих пор.

В то же время подверглись приватизации, законность которой еще надо проверить, большинство городских автобусных парков. С городских улиц стремительно исчезали рейсовые автобусы - "Икарусы" и "ЛИАЗы". Автобусники, привыкшие в советское время эсплуатировать "на износ" свою технику по 5-6 лет, а потом списывать и получать новые, оказались не готовы работать в новых условиях - когда новые автобусы надо покупать. Как итог, это привело к постепенному исчезновению в Одессе автобусов большой вместимости на городских маршрутах и их тотальной замене на "маршрутки" у частных перевозчиков.

Уже во второй каденции Гурвица в 2005-2010 гг. все обновление парка электротранспорта при свелось к покупке 10 трамваев модели "К1", оказавшихся спустя 8-9 лет не самыми надежными, и 16 троллейбусов "Тролза". Кредит за троллейбусы Одесса выплачивала вплоть до весны 2015 года. Параллельно были ликвидированы линии трамвая по улицам Успенской, Балковской и на Дальних Мельницах - одной рукой Гурвиц покупал трамваи, а другой ликвидировал линии. Параллельно к 2010 году количество подвижного состава на маршрутах упало до 80-90 трамваев и 60-70 троллейбусов. Часть троллейбусного депо тогда отдали под расширение авторынка "Успех".

Несмотря на все это, в 2020 году Эдуард Гурвиц обещает повторить все то же самое. А именно - ввести для одесситов бесплатный проезд в городском электротранспорте, но уже по карточкам. По сути, Эдуард Гурвиц хочет снова лишить транспортников поступления "живых" денег в условиях, когда городской бюджет из-за коронавирусного кризиса уже в дефиците, и город вынужден брать кредиты. И если Гурвицу удастся претворить свой план в жизни - то через два-три года даже те новые трамваи и троллейбусы, закупленные в последние годы, прикажут долго жить. Вместе с таким трудом восстановленной системой городского транспорта. 

comments powered by HyperComments