Крушение танкера на одесском пляже: почему случилась авария

Александр Вельможко  |  Воскресенье, 24 ноября 2019, 14:24
Вчера на пляж Дельфин выбросило штормовыми волнами старый танкер-бункеровщик "Delfi". С него в море вытекают нефтепродукты, из содержание превысило норму уже в 157 раз. Почему так получилось, кто виноват, что делать дальше и кому все это выгодно?
Крушение танкера на одесском пляже: почему случилась авария

На следующий день после кораблекрушения я посмотрел на затонувший на одесском пляже Дельфин танкер "Delfi". Судно лежит на правом борту, погрузившись примерно наполовину в воду. Корпус продолжает раскачивать волнами - и при этом его повреждения о каменистое дно только усугубляются. Весь пляж рядом завален смытым с "Delfi" мусором, в том числе бочками, канистрами и даже бутылками от нефтепродуктов. В воздухе еще на подходах к пляжу ощутимо воняет нефтепродуктами. В воде и на пляже установлены какие-то ограждения наподобие улавливателей мусора. Огромные толпы народа устроили самое настоящее паломничество на пляж, некоторые даже устраивают фотосессии на фоне полузатонувшего судна. Не каждый день ведь прямо на берег буквально в географическом центре Одессы выбрасывает достаточно большое, длиной около 60 метров, судно!

Самые интересные моменты - в видеоролике. Сначала смотрим, как танкер уже основательно сел на мель бортом к волнам, которые постепенно его раскачивают, что и было снято примерно за час до того, как судно перевернулось. Затем мы видим уже перевернувшийся и лежащий на боку танкер - с пляжа и с высоты полета квадрокоптера.


 

С чего все начиналось

"Delfi" - это не просто танкер-бункеровщик, предназначенный для заправки больших морских судов в портовых акваториях. Это самое настоящее плавучее корыто, построенное еще в 1974 году в Болгарии, на верфи "Иван Димитров" в городе Русе для Черноморского морского пароходства, и с тех пор ни разу серьезно не ремонтировавшееся. Поэтому и корыто. Длина судна 59 метров, ширина 10 метров, дедвейт чуть более 1600 тонн, скорость 9 узлов. Может брать на борт 1458 тонн мазута, 77 тонн масла, 30 тонн сухих грузов - общая грузоподъемность до 1565 тонн. 

Судя по открытым источникам, суденышко изначально называлось "Пялица". В 1992 году его собственником стала государственная рыболовецкая флотилия "Антарктика". В 1997 году судно сменило название на "Экология" и владельца - им стала компания "Novizna Enterprise". С 2003 и по 2010 год "Экология" уже под флагом Грузии и принадлежит, по очереди компаниям "Toki Co Ltd" и "Limmoil Tdg Co Ltd". Затем с 2010 года судно возвращают под флаг Украины с портом приписки Одесса, переименовывают в "Delfi" , а владеет им "Одесская танкерная компания". Судя по данным Одесской областной администрации и Администрации морских портов Украины, действие судовых документов закончилось в 2018 году, и на протяжении почти года судно было "серым", "нелегальным". Точная дата перехода под молдавский флаг неизвестна, но это и не особо важно. Важно, что владельцем числится зарегистрированная в британском Бирмингеме оффшорная компания "Atenia Holding Ltd", связаться с которой у украинских властей в критический момент не получилось.

В таком виде с 2003 по 2017 год суденышко выполняло совсем не ту работу, для которой предназначалось. Вместо снабжения и заправки морских судов на портовых рейдах, оно совершало рейсы через все Черное море из Украины в Грузию, перевозя нефтепродукты. Возможно, оно было задействовано в "серых" схемах контрабанды нефти, особенно в период 2012-2013 года, когда этим на базе Одесского НПЗ промышлял олигарх из окружения Януковича Курченко.

За последние два года танкер "Delfi" дважды вляпывался в историю. Сначала в феврале 2017-го судно "поймали" в момент слива нефтепродуктов в море неподалеку от портопункта Бугаз (филиал порта Белгород-Днестровский) около Затоки. Тогда Госэкоинспекции Северо-Западного региона Черного моря собрала материалы, на основе которых начали уголовное производство по факту загрязнения моря, но дело так и не закончили, наказания никто не понес. А через год, уже в феврале 2018-го, во время шторма "Delfi" начал тонуть в румынских территориальных водах - но суденышко успели отбуксировать в порт Констанца и там подлатать. 

Затем с марта 2019 года "Delfi" стоял на якоре за пределами территориальных вод Украины неподалеку от порта Южный. Благо, мелководье позволяло. Танкер болтался так более полугода с экипажем из трех человек. И не ушел даже тогда, когда совсем недавно вся эта часть акватории перекрывалась военными во время ракетных испытаний. И на совещании в областной администрации морские пограничники сказали об этом факте как о чем-то само собой разумеющемся. 

Что при этом происходило на борту - неизвестно. Но наличие огромного числа небольших емкостей от нефтепродуктов указывает на возможность контрабандной перегрузки нефти или дизельного топлива. Схема такая: в открытом море на "Delfi" перегружают партию нефтепродуктов с большого танкера (а вмещает "Delfi" полторы тысячи тонн), затем же с борта "Delfi" под покровом ночи нефтепродукты перевозят на берег бочками или канистрами на всяких мелких плавсредствах - от яхты до рыбацкой моторной лодки.


 

Авария - трагедия ошибок

На борту "Delfi" все стало очень плохо в тот момент, когда начался шторм. Как отмечали в Администрации морских портов Украины, запасы топлива для судового дизель-генератора закончились 18 ноября. Главный двигатель не работал. Вечером 21 ноября шторм сорвал неуправляемое судно с якорей и понес куда подальше. Причем не где-нибудь, а в районе очень интенсивного судоходства, где стоят на рейде или движутся обычно более сотни судов - в порты Одессы и Южного, а также на фарватер в сторону Днепро-Бугского лимана к Очакову, Николаеву и Херсону. Надо было что-то делать.

Сразу замечу, что портовики начали действовать - но действовали они, как оказалось, недостаточно решительно. 

Первым к борту дрейфующего по воле волн и ветра танкеру подошел портовый буксир "Владимир Иванов". Он более 12 часов находился в штормовом море, не допуская столкновения неуправляемого танкера со стоящими на якорной стоянке №356 несколькими газовозами. Затем, по согласованию с АМПУ, буксир вернулся в порт Южный. 

А "Delfi" тем временем несло в сторону Одесского залива - и из одесского порта вышел в море частный буксир "Австралия". Он держался неподалеку от "Delfi" в готовности подать буксирные канаты и предотвратить катастрофу.

Также около "Delfi" держался быстроходный катер казенной морской спасательной службы SAR.

Все эти суда, по заверению чиновников из Администрации морских портов и капитана Одесского порта, имели техническую возможность не допустить аварии, взять танкер на буксир и отвести в любой ближайший порт. Но этого не случилось - потому что капитан танкера отказался от помощи.

Дальше случилось то, за чем наблюдала, без преувеличения, вся Одесса. Утром 22 ноября неуправляемый танкер оказался на траверзе пляжа Дельфин. Там его кормой вперед вынесло к берегу, где судно село на мель. Затем огромные волны развернули корпус правым бортом в сторону берега, левым - в сторону открытого моря, и протащили по каменистому дну около сотни метров в сторону Ланжерона. Окончально  н"Delfi" застрял на дне аккурат напротив пограничной заставы у пляжа Дельфин.

Там судно под ударами штормовых волн постепенно раскачало и перевернуло на правый борт.

Экипаж пришлось эвакуировать принудительно с помощью водолазов из ВМС Украины и городской спасательной службы - уже в тот момент, когда судно почти перевернулось и создалась реальная угроза их жизни. Капитан Анатолий Слинько был госпитализирован в тяжелом состоянии. Старший механик Константин Михайленко и матрос Тудорин также были госпитализированы.


 

Экологическая катастрофа

Изначально на заседании оперативного штаба при областной администрации утром 22 ноября чиновники из АМПУ заявили, что груза на борту "Delfi" нет, и кораблекрушение не представляет опасности для окружающей среды. Но на самом деле все пошло совсем не так. Уже в середине дня 22 ноября глава Государственной экологической инспекции Егор Фирсов опубликовал первые результаты обследований моря в районе места аварии - содержание нефтепродуктов в морской воде превысило предельно допустимую норму в 53 раза. Уже к 18 часам 23 ноября норма была превышена в 90 раз. А днем 23 ноября норма была превышена в 157 раз!

Вытекающие из танкера нефтепродукты было прекрасно видно на фотографиях в день аварии. Участвовавшие в спасении экипажа водолазы выходили из воды буквально черные от налипшей на них нефти. Весь пляж, как я уже отмечал выше, усеян различного рода емкостями от нефтепродуктов. А вокруг потерпевшего крушение танкера на пару сотен метров ощущается запах нефтепродуктов. 

Все же масштабы загрязнения оказались не такими большими, как могло бы быть. Танкер, действительно был пустым. Но это не означает, что нефти на нем не было. В его танках в любом случае оставались какие-то остатки груза. А сами танки, вряд ли, когда-либо проходили процедуру помывки. Остатки топлива оставались и в двигателе, и в его собственных топливных баках и трубопроводах на борту судна. В трюмах гарантированно было какое-то количество льяльных вод, которые никогда не бывают чистыми. Вот эти остатки и выливались в море, и их хватило для многократного превышения нормы в акватории пляжа Дельфин.

Сразу установить ограничивающие распространение нефти в море боновые ограждения не удалось из-за шторма. Их начали устанавливать лишь на следующий день. 


 

Кто виноват или жадность фраера сгубила

Если предположить, что танкер был задействован в схеме контрабандных поставок нефтепродуктов небольшими партиями на берег, или "серой" заправки судов в открытом море, то становится понятно категорическое нежелание команды эвакуироваться и до последнего момента сохранять хоть какую-то видимость контроля за судном. Ведь если схема вскроется, то трое моряков окажутся не просто потерпевшими кораблекрушение, а соучастниками преступления. 

Судовладелец - британская "оффшорка", до сих пор так и не вышел на связь. В такой ситуации собственнику гораздо проще "потеряться", затем обанкротиться и избежать ответственности. 

В ближайшем будущем аварийный танкер попытаются убрать с пляжа. Или "целиком" - с помощью плавучего крана перевернуть на ровный киль, "сдернуть" с мели и отбуксировать в порт. Или же разрезать на металлолом прямо на месте аварии.

Дальнейший сценарий весьма предсказуем. Государственная экологическая инспекция или какой-либо другой контролирующий орган подаст в суд на компанию "Atenia Holding Ltd" с иском о возмещении нанесенного окружающей среде ущерба. Портовые или государственные органы попробуют взыскать с этой же компании расходы на подъем судна и его буксировку в порт, или же расходы на его порезку на месте аварии. Но взыскать явно ничего не получится - так как компания "Atenia Holding Ltd", как типичный представитель "оффшорного" бизнеса "заляжет на дно" или попросту самоликвидируется. 

При любом нормальном варианте развития событий для судовладельца было бы гораздо выгоднее спасти судно с помощью портовых служб, чем нести затем расходы по возмещению ущерба за загрязнение окружающей среды и утилизацию. А портовые службы, видя возможность катастрофы и загрязнения моря - не обращать внимание на действия капитана аварийного судна, принудительно эвакуировать экипаж и отбуксировать танкер в безопасное место.


 

"Проклятое место"?

Год назад, в конце ноября 2018 года на этом самом месте у пляжа Дельфин потерпел крушение маленький портовый буксир "Параллель". Это суденышко, не приспособленное к морским переходам, в шторм вышло в открытое море с баржей на буксире, груженой контрабандными сигаретами. Баржу оторвало и выбросило на берег около Люстдорфа. А сам буксир, с которого сняли экипаж, выбросило на пляж Дельфин, где он оставался до 12 апреля 2019 года, когда его поднял плавучий кран. К контрабандной схеме перевозки сигарет был причастен депутат областного совета Виталий Саутенков вместе со своим коллегой по депутатскому корпусу Виктором Баранским. 

То, что именно на пляж Дельфин уже второй раз выбрасывает потерпевшие аварию неуправляемые суда, свидетельствует о направлении течений и ветров в Одесском заливе как раз во время зимних штормов. Так что, в случае очередного ЧП пляж Дельфин может стать пристанищем для очередного "летучего голландца".

Кстати, весной 2007 года шторм выбросил на пляж в Затоке, около так называемого "узкого" места, которое раньше было вторым проливом из Днестровского лимана в море, сразу два небольших сухогруза. Они длительное время оставались у берега, и лишь в 2009 году их прямо на пляже порезали на металлолом.

comments powered by HyperComments