Как в Одессе принимали трофейные итальянские военные корабли (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Неділя, 26 вересня 2021, 00:43
Рассказываем о малоизвестной странице истории Одессы - о том, как в феврале-марте 1949 года в одесском порту происходила передача трофейных итальянских боевых кораблей.
Как в Одессе принимали трофейные итальянские военные корабли (ФОТО)

После выхода Италии из Второй мировой войны в сентябре 1943 года и даже некоторого ее участия в дальнейших боевых действиях уже на стороне Антигитлеровской коалиции среди итальянских военных существовало убеждение, что после полного окончания войны армия и флот страны не будут ограничены - так как будет "учтен вклад" в победе над гитлеровской Германией. Тем не менее, СССР, Греция, Албания и Югославия настаивали на том, чтобы пропорционально поделить остатки итальянского военного флота между союзниками в качестве репараций или трофеев. 

Несмотря на позицию США и Великобритании, нацеленную на сохранение итальянских вооруженных сил, все же верх одержала точка зрения о разделе. В результате значительная часть итальянского военного флота была разделена между союзниками. Но те корабли, которые получили США и Великобритания (в том числе самые современные итальянские линкоры "Витторио Венето" и "Италия") - были оставлены Италии с условием их разделки на металлолом. А вот те корабли, которые передавались СССР, Греции и другим странам - все же были введены в строй флотов этих стран. 

СССР получил один линкор - модернизированный "ветеран" еще Первой мировой войны "Джулио Чезаре", переименованный в "Новороссийск", введенный затем в состав Черноморского флота и трагически погибший в Севастополе в 1955 году от внутреннего взрыва. В состав других кораблей вошли один крейсер, два эсминца, три миноносца, две подводных лодки, один учебный парусник и 11 различных катеров. 

Процедура передачи советскому флоту почти всех итальянских кораблей, кроме линкора "Джулио Чезаре", проходила в Одессе - в феврале-марте 1949 года. По условиям соглашения о передаче, Италия сдавала свои корабли в боеготовом состоянии, с боезапасом. Из Италии в Одессу они должны были идти под итальянским коммерческим флагом - с минимально возможными экипажами из гражданских лиц. Перед этим корабли были официально исключены из состава итальянского ВМФ и вместо своих прежних названий получили аббревиатуры в виде буквы "Z" и номера. 

Процедура передачи была запечатлена Львом Антоновичем Кудельским - военным моряком и фотолюбителем. Большая часть его фотоархива была оцифрована его сыном и опубликована в виде необработанного набора фотографий. Сам Лев Кудельский в более позднее время преподавал в Севастопольском высшем военно-морском инженерном училище, 

На снимках мы видим крейсер "Эмануэле Филиберто дука д'Аоста", который в составе советского ВМФ был переименован в "Керчь", хотя в приемной документации упоминались как возможные варианты названия корабля - "Адмирал Ушаков", "Одесса", а в итальянской литературе есть неверные упоминания переименования корабля, якобы, в "Сталинград". Этот корабль был введен в строй итальянского флота в 1935 году как головной серии крейсеров "Кондотьери D" в 1935 году, имел водоизмещение чуть более 9000 тонн, вооружался 8 орудиями калибра 152 мм в четырех башнях, 6 зенитными пушками калибра 100 мм в трех спаренных установках, малокалиберными зенитными автоматическими пушками, торпедными аппаратами, мог развивать скорость до 37 узлов и имел легкое бронирование. Именно этот крейсер стал основой для советских крейсеров проектов 26 и 26бис, в том числе "черноморских" "Ворошилов" и "Молотов".

На фото видно, что крейсер передавали СССР в весьма запущенном виде. Ему требовался средний ремонт почти всего корпуса и основных систем. А энергетическая установка - котлы и турбины, нуждались и вовсе в капитальном ремонте. Тем не менее, крейсер прослужил в боевом составе советского Черноморского флота до 1956 года и был выведен из состава флота лишь после гибели линкора "Новороссийск".

Бывшие итальянские эсминцы "Artigliere" и "Fuciliere" получили новые названия - "Ловкий" и "Легкий", а миноносцы "Animoso", "Ardimentoso", "Fortunalе" стали именоваться "Ладный", "Лютый" и "Летный" соответственно. Они служили в советском флоте до 1954 года. 

Также на фото запечатлен учебный парусник "Кристофоро Коломбо", переданный по репарациям и получивший название "Дунай", Он до 1963 года был учебным судном, а в 1970 году в Одессе был разобран на металлолом. Примечательно, что однотипный с ним парусник "Америго Веспуччи" остается в составе итальянского военного флота до сих пор и только в XXI веке дважды заходил в Одессу - в 2009 и 2011 гг., а до 2019 года на нем регулярно проходили морскую практику курсанты военно-морского института Одесской морской академии.

comments powered by HyperComments