Гайворон: узкоколейка, Южный Буг и гранит (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Понедельник, 2 августа 2021, 13:45
Есть ли смысл ехать из Одессы в Гайворон - небольшой городок в Кировоградской области? Что там можно увидеть интересного? Говорим сразу - тут можно иногда проехаться на узкоколейном поезде, увидеть потрясающе красивый Южный Буг с гидростанцией и взглянуть на огромный гранитный карьер.
Гайворон: узкоколейка, Южный Буг и гранит (ФОТО, ВИДЕО)

Сейчас Гайворон - это небольшой городок с населением около 14 тысяч человек, бывший райцентр Кировоградской области. Интересно, что от Гайворона до областного центра ехать 245 километров, до Одессы - чуть больше. 

Нынешний Гайворон - это своего рода конломерат из нескольких сел, которые в 1930-е годы были объединены в один поселок городского типа, затем получивший статус города с 1949 года. Изначально же это были села Гайворон, Ташлык и Струньков на берегу Южного Буга, в Хащеватской волости. Все села известны примерно с середины XVIII столетия. Хотя как зимняя стоянка казаков Гайворон упоминается еще с конца XVI века. В середине XVIII века Гайвороном владели помещики Езерские, а по данным на 1842 год - помещица Ячевская.

Показываем современный Гайворон с высоты птичьего полета. Летаем над станцией, где причудливо переплетаются пути узкой и широкой колеи, над городскими кварталами с маленькими одно- и двухэтажными домиками, над памятником паровозу, водохранилищем и гидроэлектростанцией на Южном Буге. Смотрим на гранитный карьер рядом с берегом Южного Буга - причем карьер ниже уровня реки. 

Добираться в Гайворон из Одессы очень неудобно. Есть несколько автобусных рейсов в день - это автобусы непосредственно до Гайворона, или до Тульчина или Немирова. Ехать по автотрассе М05 "Одесса - Киев" до развязки у села Благовещенское, а затем около 30-40 километров через села Ульяновка, Таужное, Хащеватое по местной дороге Т0207. Ее состояние далеко от идеала, но ехать со скоростью 50-60 км/час можно. Хотя в Гайвороне есть полноценная железная дорога, прямых поездов из Одессы нет. Нет также и пассажирских поездов. Лишь четыре раза в неделю ходит пригородный поезд из Винницы - он прибывает в Гайворон поздно вечером, а отправляется около часа ночи. Так что, в Виннице можно оказаться в половине седьмого утра - и затем пересаживаться на любой пассажирский поезд в сторону Киева, Одессы, Хмельницкого, Львова и других. 

В общем, ехать автобусом из Одессы в Гайворон - 3,5 - 4 часа времени. А вот поездом с пересадкой в Виннице - ровно 13 часов: сначала пригородным до Винницы, пару часов прогулки по городу, а затем летним "интерсити" до Одессы.

Панорама Южного Буга и Гайворона. Слева - водохранилище, справа - гранитный карьер.

Село Гайворон так и осталось бы простым и ничем не примечательным селом, если бы в конце XIX столетия здесь не проложили железную дорогу. Узкоколейную. Появление этой сети узкоколеек, которые носили название "Южные подъездные пути" связано с частной акционерной компанией "Первое общество подъездных железных путей в России". Это общество в самом начале 1890-х годов основали инженеры путей сообщения Бронислав-Лаврентий Яловецкий и Федор Енакиев, которые параллельно разработали и технические условия на строительство узкоколейных (ширина колеи 750 мм.) железных дорог. Строительство узкоколеек было в два и более раза дешевле строительства железных дорог стандартной колеи и позволяло экономически выгодно обслуживать небольшие населенные пункты - с перевозками грузов и пассажиров. В итоге, указанное "Общество" до 1914 года построило 1184 версты узкоколеек на территории Российской империи, из которых 581 - на территории современной Украины.


узкоколейный вагон на станции Гайворон - она относится к Одесской железной дороге

Огромная сеть узкоколеек в центральной Украине начала строиться с 1895 года - с ветки между Житомиром и Бердичевом. А затем строительство "поползло" на юг - через Винницу и Калиновку до Гайворона, к 1900 году. Одновременно, во второй половине 1890-х годов начали строить еще одну ветку Рудница - Ольвиополь длиной 183 версты. Поезда по ней пошли в 1899 году. Оба конечных пункта узкоколейки были станциями двух магистральных направлений Одесса - Бирзула (Подольск) – Жмеринка и Бирзула – Елисаветград (Кропивницкий). Узлом на двух линиях узкоколейки стала станция Гайворон - здесь построили паровозное депо и мастерские по ремонту паровозов.

Узкоколейная сеть Южных подъездных путей обслуживала сахарные заводы Подольской губернии – по узкоколейкам перевозили как сахарную свеклу и сахар, так и уголь, который использовался как топливо. Узкоколейную железную дорогу строили довольно основательно. Это касалось как самого пути, при устройстве которого использовались каменные и чугунные водопропускные трубы, каменные и металлические мосты, так и станционных строений. Для заправки паровозов водой на станциях были выстроены водокачки.

По состоянию на 1914 год общая длина узкоколейных Южных подъездных путей составляла 581 версту и 238 сажен, т.е. 620,3 километров. По этой сети курсировали не только товарные, но и товарно-пассажирские и пассажирские поезда. Скорость их движения, правда, была невысокой. К 1910 году сеть Южных подъездных путей обслуживало 67 паровозов, 135 пассажирских, 25 багажных и 1364 товарных вагона.

Завод по ремонту паровозов в Гайвороне поначалу действовал без электричества, имеющиеся станки работали от паровой машины. Здесь были колесный, сверлильный, строгальный и токарный станок и точило. В 1923 году в мастерских установили первый электрогенератор, который обеспечил освещение. С 1926 года новая дизельная элекростанция уже обеспечила освещение всего железнодорожного узла в Гайвороне и работу части станков. В 1934 году мастерские получили статус паровозоремонтного завода. В послевоенные годы завод получил сначала собственную небольшую тепловую электростанцию, а затем "запитался" от местной гидроэлектростанции. С конца 1950-х гг. завод в Гайвороне стал единственным в бывшем СССР, где ремонтировали узкоколейные тепловозы. После 1980 года, когда в Гайвороне построили железную дорогу стандартной колеи, тут освоили и ремонт ширококолейных тепловозов - в основном, маневровых.


Территория локомотивного депо и тепловозоремонтного завода в Гайвороне

Еще один знаковый объект Гайворона - гидроэлектростанция, построенная в 1956-1964 гг. на Южном Буге. Ее первоначальная мощность была 4,5 мегаватта, затем была увеличена до более чем 6 мегаватт. Сначала ГЭС обеспечивала электричеством весь Гайворон и Гайворонский район. А затем была включена в единую энергосистему и после этого потеряла свое стратегическое значение.

Однако, гидростанция работает и сейчас, а из района плотины через Южный Буг открываются очень красивые пейзажи.

В 1935-1938 гг. около Гайворона, в месте впадения в Южный Буг речки Ташлык, устроили карьер для добычи гранита и мигматитов. Гайворонский гранит использовали при оформлении станций в московском метро. А в самом Гайвороне можно встретить дома, построенные из гранитных блоков, или имеющие гранитную отделку фасада. Сейчас карьер производит, в основном, различные виды щебня, гравия и бутового камня - в общем, более чем по 600 тысяч кубометров в год.

К карьеру через город проложена железнодорожная ветка с небольшой "станцией" для подачи составов на станцию Гайворон. 

Архитектурных достопримечательностей в Гайвороне почти нет. Есть небольшой типовой вокзал, построенный еще в 1950-е гг. для узкоколейных поездов.

По другую сторону от вокзала мы можем увидеть руины сгоревшего дома культуры постройки сталинских времен. Руины настолько давние, что в бывшем зрительном зале растут высокие деревья. Рядом - здание местного лицея.

Около станции сохранились две старые водонапорные башни, которые когда-то служили для заправки водой узкоколейных паровозов.

Рядом - недостроенное еще новое здание католического костела. Оно выглядит архитектурной доминантой Гайворона.

В центре города - небольшой парк, названный сквером Военной славы. В нем - мемориальный комплекс в память погибших во время Второй мировой войны советских солдат, и тут же - мемориал в честь погибших за независимость Украины в боях АТО и ООС в 2014-2021 гг.

На площади около переезда стоит на постаменте маленький паровозик. Это, если верить табличке на постаменте - первый отремонтированный в Гайвороне паровоз после Второй мировой войны. Учитывая, что город Гайворон, по сути, вырос вокруг узкоколейной станции и паровозоремонтного завода - это главный городской памятник.

Жилые дома в Гайвороне, в основном - частный сектор. 

Но есть немало кирпичных или облицованных гранитом двухэтажных домов на несколько квартир.

А по окраинам города и около станции есть целые кварталы более новых типовых пятиэтажек постройки 1970-1980-х гг.

На улицах можно встретить сараи, сделанные из старых узкоколейных грузовых вагонов.

В целом, жизнь здесь идет спокойным и размеренным темпом. Цены в местных кафе весьма демократичные. А местные жители надеются на возобновление работы узкоколейки, которая остановилась при введении локдауна в марте 2020 года. 

Уже с весны 2021 года в Гайвороне трижды проводили различные туристические мероприятия, суть которых - в возможности прокатиться на специально заказанном узкоколейном поезде. Одно из них даже прошло в формате фестиваля "Гудок-фест". 

В целом, ехать специально в Гайворон ради достопримечательностей не стоит. Но если мы оказываемся там по каким-либо делам - то есть где погулять и чего посмотреть. Главным туристическим потенциалом города является узкоколейка, которая может привлечь довольно многочисленный сегмент туристов как из Украины, так и из Европы. А судя по популярности прошедших в 2021 году "узкоколейных" фестивалей и многочисленным организованным турам европейских туристов ранее - то Гайворон может рассчитывать, как минимум, на два полноценных железнодорожных-паровозных фестиваля в год, весной и зимой.


 

comments powered by HyperComments