Депрессивная Одесса: станция Товарная, руины заводов, Воронцовка и Ближние Мельницы (ФОТО, ВИДЕО)
В том же полете над Одессой, когда мы увидели 2-е Христианское кладбище, мы посмотрели и в другую сторону. Тут - одни из самых масштабных развалин во всем городе.
Самые интересные моменты - в нашем видеосюжете.
Еще с середины XIX столетия этот район стал "железнодорожным". Именно тут, на станции Одесса-Товарная начиналась железная дорога, проложенная в 1863-1865 гг. от Одессы до Балты, а затем продолженная далее по всей Украине и в сторону Молдавии. Именно на станции Одесса-Товарная был так называемый "Большой Вокзал".
Именно здесь бароном Унгерн-Штернбергом был построен завод по ремонту и строительству паровозов, на котором затем строили танки "НИ" и бронепоезда, а потом он стал одним из ведущих в мире предприятий по строительству автокранов - завод Январского восстания, он же "Краян". Территорию завода рассекает пополам линия железной дороги - станция отдельно, а магистральные пути, по которым пассажирские поезда идут к вокзалу - отдельно.
Железная дорога надвое разделила два тогдашних предместья Одессы - Дальние и Ближние Мельницы.
В 1990-е годы большая часть завода прекратила производство и была заброшена. Со временем пустующие цеха начали рушиться - и большую их часть снесли, чтобы они не обвалились на проходящие рядом поезда. Величественным памятником, который Одесса может утратить в любой момент, является огромное здание бывших паровозоремонтных мастерских - сейчас от него остался лишь кирпичный остов.
Немногим более "повезло" лишь "новой" территории завода "Краян", расположенной уже на Ближних Мельницах вдоль улиц Косовской и Шота Руставели. Сравнительно новые цеха переоборудовали в складской логистический центр, а здание админкорпуса завода после целой цепочки перепродаж, сначала за копейки, а затем и за десятки миллионов гривен было выкуплено горсоветом - для размещения в нем департаментов мэрии. Кстати, именно за покупку этого здания судят мэра Одессы.
На станции Одесса-Товарная сохранилось даже здание самого первого в Одессе железнодорожного вокзала, который принимал пассажиров до примерно 1870 года. Сейчас это склад. Тут же до начала 1990-х было локомотивное депо. Сначала оно обслуживало паровозы. А с 1960-х специализировалось на обслуживании дизель-поездов, которые ходили по неэлектрифицированным веткам от Одессы на Вапнярку, Измаил, Бессарабскую и даже на Колосовку - но по уже не существующей "соеденительной" ветке Мигаево-Рауховка. Когда в 1992-1994 гг. электрифицировали магистральную линию от Котовска (Подольск) до Раздельной - дизель-поезда из Одессы перевели в Николаев, Черкассы и на Западную Украину. А ненужное депо сейчас стоит разграбленным. Даже с высоты квадрокоптера сложно найти место, где был поворотный круг для разворота локомотивов.
К станции Одесса-Товарная примыкает район Воронцовка, расположенный между Молдаванкой и железной дорогой. Его "ось" - улица Чернышевского, она же Воронцовская. Сейчас это исключительно депрессивный микрорайон. Но по нему даже ходил трамвай - впрочем, в последний раз вагончики прошли еще в 1917 году, потом линию закрыли, и единственным воспоминанием остался лишь бетонный павильон-"грибок".
До конца 1980-х на Воронцовку можно было заехать с улицы Косовской через железнодорожный переезд. Но его закрыли по причине очень интенсивного движения поездов - и с тех пор Воронцовка стала транспортным тупиком.
Но сейчас промзона между Молдаванкой и Воронцовкой вдоль улицы Генерала Цветаева понемногу сносится - и превращается в район новостроев. Впрочем, застройщики спешат возвести квадратные метры жилья, а о необходимых людям школах, детских садах и медицинских учреждениях не заботятся. Как всегда.
И совсем неподалеку виднеется почти самый центр Одессы - район железнодорожного вокзала и Сахалинчика, который интенсивно застраивают высотками.