Знаменитый "Привоз" с высоты птичьего полета: блеск и нищета одесской торговли (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Среда, 13 мая 2020, 11:52
Мы полетали над самым знаменитым одесским базаром - "Привозом" и другими торговыми местами в его окрестностях, над блестящими новыми фасадами и убогой нищетой задворков.
Знаменитый "Привоз" с высоты птичьего полета: блеск и нищета одесской торговли (ФОТО)

"Привоз" - пожалуй, самый знаменитый рынок Одессы, герой многочисленных историй, баек и легенд, живая достопримечательность и совершенно практичное место. Если мы говорим, что надо "сделать базар" - то имеем в виду, разумеется, именно поход на "Привоз". Это вам не "Северный" или "Южный", и вовсе не "Черемушки" какие-то (названия других рынков в спальных жилмассивах). 

Историю "Привоза" следует начать с самого первого генерального плана Одессы, составленного Де Воланом. Он предусматривал "нанизанные" на главный проспект города три обширные торговые площади. Имеется в виду, естественно, Александровский проспект и площади Греческая и Старобазарная. Тот самый Александровский проспект, который еще в середине XIX столетия, благодаря царившей повсеместно в городском управлении Одессы коррупции, потерял свое первоначальное значение. 

В 1789 году купцам Афанасьеву, Самарину и другим. было дозволено строить каменные лавки на отдельном месте за Вольным рынком в сторону степи для продажи мяса и резки скота. В 1804 году по улице Ново - Рыбной (затем ул.Чижикова) строятся Рыбные ряды.

Уже в 1827 году сразу за тогдашней чертой порто-франко, самой настоящей таможенной границей, уже действовал "привозной" рынок как своего рода "филиал" Старого базара, расположенного всего в двух кварталах ближе к центру города - но уже внутри черты порто-франко. Рынок затем разрастался, заняв весьма значительную площадь.

К началу ХХ века он превратился примерно в зловонную и неблагоустроенную городскую клоаку. И в 1902 году именно "Привоз" стал эпицентром последней в истории Одессы эпидемии чумы. 9 июня 1902 года в одесской городской больнице (ныне инфекционная) был зафиксирован первый случай заболевания, в котором заподозрили чуму. По 13 октября было зафиксировано 47 больных чумой, из них — 15 умерло. На то время Одессу разделили на 8 санитарных участков, позже их стало 68. Для "подозрительных по чуме" был отведен так называемый "дифтеритный барак имени гр. М.М. Толстого" — лучшее по своему устройству и совершенно изолированное здание городской больницы. Вещи больных сжигались, а извозчик, его лошадь и дрожки, на которых везли заболевшего, обеззараживали. Городские территории тоже чистили.

Главной "зачистке" подвергся рынок "Привоз" - его просто сожгли. Вот что писал об этом журнал "Нива":

"Наиболее ретивую чистку испытала на себе, так называемая "Привозная площадь". Здесь именно обнаружились первые заболевания, и все заболевшие, так или иначе имели какое-нибудь отношение к ней: это были покупатели, продавцы или мелочные разносчики с этой площади, бойко торговавшие всякими съестными припасами… Деревянный пол рынка был весь изгрызан крысами, устроившими себе целый лабиринт ходов и выходов под мостовой. Поэтому, главное внимание борцов с заразой было обращено сюда. После колоссальных трудов по очистке и дезинфекции, после того, как всю площадь залили карболовой кислотой и известковым молоком, было решено попросту сжечь некоторые, наиболее грязные лавчонки и лотки. И вот, по совещанию с их владельцами, эти. лавчонки были оценены; за их уничтожение было выдано вознаграждение, и на Привозной площади затем начались оригинальные пожары: "жгли чуму!"… Весь первый и весь третий корпусы площади испытали эту участь. Торговцы были временно удалены со своими товарами в другое место — на Куликово поле".

Но уже потом "Привоз" стали возрождать в более цивилизованном виде. В 1910-1913 гг. по проекту архитектора Федора Нестурха построили комплекс "Фруктового Пассажа". Чуть позже, к 1916 году, построили и не менее знаменитые "рыбные ряды",

Уже в советское время, в послевоенные годы, их дополнили зданиями мясного и молочного корпусов. А в 1971 году снесли "рыбные ряды", к тому времени износившиеся и прогнившие донельзя. На их месте устроили автостанцию.

В начале 1990-х началось строительство нового здания Центрального универмага, заодно "пробили" последний квартал улицы Екатерининской между Пантелеймоновской и Новощепным Рядом, а также построили подземный переход от Привокзальной площади к "Привозу". 

В начале 2000-х "Привоз" попал под контроль почти "вечного" бизнесмена и нардепа Леонида Климова. На месте автостанции построили торговый центр "Новый Привоз", рядом, вдоль Пантелеймоновской - многоуровневый паркинг.

На углу Новощепного Ряда и Водопроводной построили новый автовокзал, названный в честь рынка.

А соседние кварталы вдоль Пантелеймоновской стали безжалостно сноситься, иногда сносу предшествовали пожары - так новые владельцы "зачищали" территорию под застройку жилыми высотками.

Уже в начале 2010-х "Привоз" ускользнул из лап Леонида Климова и вошел в сферу влияния другого крупного бизнесмена - Владимира Галантерника. В 2019 году началась комплексная реконструкция рынка, которая сейчас уже частично завершена со стороны улицы Екатерининской.

Рядом владельцы торгового центра "Остров" (так теперь называется новое здание ЦУМа) завершают строительство еще одного многоуровневого паркинга.

Также начинается реконструкция улицы Новощепной Ряд.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram, на страницу в Facebook

comments powered by HyperComments