77 лет назад закончилась оборона Одессы: мемориал на 411-й батарее (ФОТО)

Александр Вельможко  |  Вторник, 16 октября 2018, 10:25
Фоторепортаж с 411-й батареи и рассказ о том, как из города ушел последний батальон.
77 лет назад закончилась оборона Одессы: мемориал на 411-й батарее (ФОТО)

77 лет назад, 16 октября 1941 года, была завершена эвакуация последнего эшелона оборонявших Одессу войск. В 05:30 утра последний корабль отошёл от причала и взял курс на Севастополь под прикрытием кораблей Черноморского флота и авиации. Однако, румынские войска заняли город только к вечеру, поскольку командование румынских войск опасалось, что город превращён в ловушку или засаду.

Так завершилась 73-дневная оборона Одессы, и начались долгие 907 дней оккупации.

Значительную роль в обороне Одессы сыграли две батареи морской артиллерии ВМФ, охранявшие дальние подступы к нашему городу — 411-я на даче Ковалевского и 412-я в Чабанке. И если о 412-й батарее, ставшей братской могилой для 250 шахтеров, прибывших в осажденную Одессу в августе 1941-го, вспомнили сравнительно недавно и только собираются делать там мемориальный комплекс, то мемориал 411-й батареи давно вошел в перечень наиболее интересных и почитаемых туристических объектов нашего города. 180-мм орудия этих двух батарей имели дальнобойность около 40 километров и контролировали все пространство вокруг Одессы на море и на суше.

Думаем, все одесситы хотя бы раз на нем были и осматривали экспонаты под открытым небом. И сегодня, в качестве сопровождения нашего фоторепортажа, мы хотим вкратце напомнить об этих экспонатах.

Первое, что привлекает внимание на мемориале — это бетонная стела, напоминающая своим видом знаменитый реактивный гвардейский миномет. Справа расположены противотанковые ежи и конструкции из колючей проволоки, за которыми начинаются окопы. Слева — стенды с перечнем городов-героев. Впрочем, есть в экспозиции и сама «Катюша», а также пушки, гаубицы, танки и бронемашины.

Есть тут даже знаменитый танк НИ-1 — На Испуг. Его создали одесские умельцы знаменитой «Январки», обшив листовой броней обыкновенный трактор. Говорят, когда это чудо бронетанковой мысли в первый раз, страшно грохоча, выползло на позицию, румыны в страхе разбежались. Хотя у румын были даже свои танки - несколько десятков бронированных ветеранов времен Первой мировой.

Целый раздел музея под открытым небом посвящен морю. Здесь и корабельное вооружение: несколько башен артиллерийских орудий с боевых кораблей, мины, торпеды, бомбометы и пр.

А завершает морскую экспозицию самый настоящий минный тральщик-стотонник с пушками и пулеметами, на палубу которого так любят забираться дети.

Отдельным экспонатом стоит подводная лодка «Малютка», названная так за небольшую длину — всего 56 метров. Но, оказывается, ее экипаж был 36 человек. Рядом — таблички с перечнем боевых кораблей, которые принимали участие в обороне Одессы. Подлодка, правда, послевоенной постройки, с экспериментальным двигателем на основе дизелей замкнутого цикла, способных работать даже под водой - но при этом регулярно становившихся причиной пожаров.

Вызывают уважение и трепет остатки оборонительных укреплений. В войну здесь располагались орудийные установки береговой батареи, которые взорвали при отступлении. О размерах этих башен дает представление бетонное основание, на котором была установлена одна из пушек, перевезенная в Одессу с аналогичной батареи во Владивостоке. Легенда гласит, что где-то здесь были входы в настоящий подземный город. И это не легенда, а действительность - под землей в три яруса располагались казармы, электростанция, склады боеприпасов и так далее.

Ярким пятном выделяется среди экспонатов обыкновенный довоенный трамвайчик № 21А, следующий по маршруту «Застава-фронт». Именно такие трамвайчики доставляли на передовую боеприпасы и увозили раненых. Но на самом деле маршрут 21А подходил к фронту ближе всех, а стоящий на мемориале вагон - ширококолейный модели Х, который прошел модернизацию с заменой кузова в 1950-е гг.

Привлекает внимание и самый настоящий бронепоезд, стоящий на самых настоящих рельсах. Он был построен 110 лет назад на Сормовском заводе, и в Украину он прибыл только в 1927 году, а до этого «дежурил» на советско-китайской границе. Однако, от паровоза и вагонов остались одни остовы.

А неподалеку мирно соседствуют истребитель И-16 времен второй мировой войны и гораздо более поздние пусковые установки зенитно-ракетного комплекса малой дальности «Нева».

Мы ничего не сказали о Музее-мемориале героической обороны Одессы. Здесь можно увидеть военные плакаты, витрины с холодным и огнестрельным оружием, гранатами, фотографиями и письмами, дневниками, военной формой и личными вещами не только защитников Одессы.

comments powered by HyperComments