Над старой одесской Молдаванкой доминируют высотки (ФОТО)
Географически, Молдаванка - это огромный "треугольник" между улицами Старопортофранковской, Балковской и железной дорогой в районе станции Одесса-Товарная. Хотя из этого треугольника обычно исключают Воронцовку - небольшой район около железной дороги вдоль улицы Чернышевского, а также кварталы между Градоначальницкой и Пересыпским мостом. Историческое "сердце" Молдаванки - это район улиц Богдана Хмельницкого, Прохоровской, Мясоедовской, Болгарской, Адмирала Лазарева, Степовой и так далее.
Панорама Молдаванки от сквера Гамова (слева) вдоль улицы Степовой до Воронцовки.
Сейчас здесь проживает от 70 до 80 тысяч человек, административно разделенных между Приморским и Малиновским районами. Подробнее об истории и современных перспективах Молдаванки - в предыдущей статье.
Одна из достопримечательностей Молдаванки - трамвайное депо на Алексеевской площади, вид сзади. Вдаль уходит улица Степовая.
Изначально это было городское предместье, возникшее в начале XIX века вокруг нескольких хуторов. Одним из таких хуторов были владения переселившейся в 1802 году под Одессу из Харькова семьи дворян Картамышевых (отсюда - название Картамышевской улицы).
То же трамвайное депо, вид в сторону Горбатого (Бароновского) моста и Дальних Мельниц.
С 1817 по 1826 год предместье Молдаванка находилось за чертой "порто-франко" (беспошлинной зоны свободной торговли в порту и городе Одессе). За счет близости к таможенной границе предместье сделалось местом сосредоточения контрабандистов, торговцев, различного рода ремесленников и сферы услуг. Лишь после 1826 года, когда черту "порто-франко" отодвинули подальше, к Водяной балке и нынешним Заставам, Молдаванка стала жить более спокойно.
Сквер Георгия Гамова на улицах Мельницкой и Балковской, вдали видна высотная застройка в районе улицы Средней.
Предместье изначально застраивалось по регулярной планировке земельных участков. Улицы расчерчивались на основе двух пролегающих здесь трактов в направлении Овидиополя и Тирасполя. Параллельно и перпендикулярно этим дорогам устроили сетку улиц, распределили участки. До 1860-х гг. Молдаванка была застроена почти исключительно одноэтажными домиками и имела типично сельский характер. Позади домов были обширные огороды, на которых выращивалось все необходимое для продажи на городских рынках.
Вся Молдаванка от железной дороги в сторону Пересыпи.
Параллельно под улицами Молдаванки расширялись подземные каменоломни - катакомбы. В них добывали камень-известняк, из которого строилась вся Одесса.
Алексеевская площадь с воссозданным Алексеевским храмом и доминирующая над ним высотка.
Ситуация изменилась после освобождения крестьян от крепостной зависимости в 1861 году и последовавшего за этим промышленного роста. В города, и Одесса в этом была лидером, устремились массы вчерашних крестьян в надежде сменить образ жизни, найти работу. Естественно, им надо было как-либо обустроиться. И это вызвало строительный бум по всей Одессе, и на Молдаванке в частности. Ее улицы очень быстро застроили двух и трехэтажными жилыми домами. Здесь сложились даже "национальные" анклавы, что отразилось в названиях улиц, например, Сербской, Малороссийской.
Вот так новая высотная доминанта, над которой еще недавно развевалось зеленое мусульманское знамя, выглядит более выразительно - с отражающимся в стеклах фасада христианским храмом.
Дома строились с максимальной экономией и хаотически, что не всегда позитивно сказывалось на качестве. Зачастую даже фундаменты выполнялись из известняка. За 100-150 лет большинство этих домов износились до предела. И массовое возведение в советское и постсоветское время различных дворовых пристроек, мансард и прочих "курятников" лишь усугубляло ситуацию.
Молдаванка от Алексеевской площади в сторону железнодорожного вокзала и моря.
В советское время Во многих местах точечно и целыми кварталами возводились "сталинки" (на Прохоровской, Богдана Хмельницкого), "хрущевки" (на Запорожской улице) и даже отдельные панельные высотки. В последние годы здесь местами понастроили одиночные, "уплотняющие" остальную застройку высотки или даже целые микрорайоны высоток - на месте прекративших свое существование заводов.
Железнодорожная станция Одесса-Товарная с ее полуразрушенными архитектурными достопримечательностями и пустующими путями.
Вместе с естественным износом проложенных на Молдаванке в советское время инженерных коммуникаций, вместе с аварийным состоянием большей части расположенных под землей катакомб, все это делает жизнь в этом районе не очень комфортной.
Здание бывших паровозоремонтных мастерских барона Унгерн-Штернберга - один из самых интересных образцов промышленной архитектуры XIX века в Одессе. После прекращения производства на краностроительном заводе "Краян" здание, как и другие заводские цехи, пришло в упадок.
Тем не менее, Молдаванку активно застраивают все новыми и новыми высотными зданиями. Некоторые из них, расположенные на Алексеевской площади или на улице Разумовской, стали доминантами, визуально "нагружающими" всю округу и хорошо заметными при въезде с окраин в центр города. Строятся все они, кстати, без модернизации сетей водопровода, электросетей и канализации, что в скором будущем создаст угрозу техногенной катастрофы.
Типичное жилье Молдаванки - двух-трехэтажные домики с дворовыми флигелями и пристройками. Кварталы между улицей Степовой и сквером Гамова.
Алексеевский храм.