Молдова от рассвета до заката глазами одессита (ФОТО)
Наш путь по ближайшей к Одессе загранице начинается в Паланке, с украинских и молдавских пограничников. Надо заметить, что анонсированный ранее совместный пограничный контроль здесь пока еще не работает - и поэтому сначала мы проходим паспортный контроль на украинском посту, а затем, преодолев "нейтральный" участок трассы Одесса - Рени, попадаем на молдавский пост. "Погранцы" вежливы, доброжелательны и корректны. Вся процедура занимает в среднем 2-3 минуты на человека, если считать суммарное время проверки паспортов для микроавтобуса с чуть более чем десятком журналистов.
Молдова начинается с Паланки и с шикарного рассвета над поймой Днестра.
Поначалу впечатление от другого государства выражается коротко: такая же сельская глубинка, но все надписи на другом языке и дороги отличные. Действительно, дорога от Паланки, ведущая в Кишинев, хотя и узкая, но ее покрытие великолепно. Можно гнать на любой скорости и не беспокоиться за ходовую часть, за ямы и прочие неровности - их попросту нет.
Но никто не гонит. Даже наш водитель, который по отремонтированным участкам трассы Одесса - Рени уверенно держал скорость более 100 км/час и лихо обгонял все, что ехало медленнее - в Молдове вел себя совершенно иначе. Здесь прекрасно работает дорожная полиция, наказания за любое нарушение строги и неотвратимы. Поэтому все аккуратно соблюдают правила дорожного движения, в частности, скоростной режим - и даже на абсолютно пустой дороге.
Чем ближе к Кишиневу - тем аккуратнее и ухоженнее выглядит местность за лесопосадкой вокруг дороги. Поля, виноградники, сады, снова поля, виноградники и сады.
Ситуация меняется, когда в Каушанах мы сворачиваем с накатанного пути на дорогу с более низким статусом. Она идет через села Заим, Салкуца и Тараклия к городку Чимишлия. Здесь и ямы, и ухабы, и колдобины. Но, что отрадно, ряд участков дороги полностью реконструируют, поэтому уже достаточно скоро дорога будет хорошая.
Пейзажи все становятся более пересеченными - дорога идет перпендикулярно оврагам и рекам, текущим на юг, в сторону моря и Тузловских лиманов. На склонах живописные леса и перелески, виноградники, сады. А поля в таком ландшафте уже не столь часты.
Почти все утро нас сопровождает туман.
Мы то погружаемся в него, то поднимаемся вверх из окутавших низину испарений. Иногда видно, как туман как молочная пелена закрывает тот или иной овраг или долину - и она выглядит как озеро или морской залив.
Народ живет аккуратно, но небогато.
Почти везде - атрибуты православной набожности и скульптуры около колодцев.
По населенным пунктам вовсю разъезжают на примитивных конструкциях из мотоблока с прикрепленным к нему прицепом.
Встречаются и советские памятники. Как правило, это монументы в память погибших во время Второй мировой войны советских солдат - тщательно ухоженные и чистые.
В городках попадаются "очаги" современности в виде торговых центров.
Но для контраста - переданное университету в качестве учебного корпуса здание школьного типа в Тараклии.
Юг Молдовы и Гагаузия - сугубо аграрные регионы. Старая промышленность тут развалилась. Но на территории Гагаузской автономии делаются попытки налаживать полноценную экономику. В частности, тут собирают и продают по всей Молдове белорусские тракторы.
Естественно, процветает различная аграрная промышленность и, прежде всего, виноделие. Собственно, на фестиваль вина в Комрат мы и ехали.
Есть в Гагаузии так называемое "европейское" село Авдарма. Основанное еще в XV веке, оно было местом проживания ногайцев. Затем, когда кочевники ушли, их сменили гагаузы.
Из этого села родом братья Казанлы - владельцы бизнес-группы "Шериф", монополизировавшей почти все сферы экономики непризнанного Приднестровья. Оба брата "накачивают" деньгами родное село - возводят здесь туристические комплексы, проложили шикарную железобетонную дорогу, построили весьма обширный краеведческий музей, платят пособие в 2 тысячи евро на каждого рожденного в селе ребенка. И даже оплачивают высшее образование всех уроженцев Авдармы - при условии, что те вернутся обратно в село работать. Но вакансий в селе мало, поэтому люди предпочитают искать счастья в других местах.
Гостеприимную Авдарму, куда мы заглянули ненадолго после винного фестиваля, мы покидаем во время потрясающего своими яркими красками заката. И возвращаемся в Одессу, уже в полной темноте.