Одесские депутаты хотят забирать телефоны у школьников

Четверг, 21 октября 2021, 16:58
Ряд депутатов Одесского горсовета выступили с предложением отбирать у школьников мобильные телефоны или же ограничивать их использование во время учебного процесса.
Одесские депутаты хотят забирать телефоны у школьников

На заседании постоянной комиссии Одесского горсовета по образованию, состоявшемся накануне, ряд депутатов подняли в устном порядке вопрос об использовании школьниками мобильных телефонов. Депутаты предложили, как максимум, вообще запретить детям использовать мобильные телефоны в школе или даже забирать их. А, как минимум, депутаты предложили просто запретить пользоваться телефонами во время уроков. 

Этому предшествовало довольно бурное обсуждение данной темы в соцсетях еще в сентябре, после чего появилось несколько публикаций в одесских СМИ.

Причиной этой депутатской инициативы стало, якобы, то, что дети во время уроков отвлекаются на телефоны и не учатся.

В то же время руководитель городского департамента образования Елена Буйневич высказалась против того, чтобы в любой форме запрещать в школах телефоны. Однако, она признала проблему того, что дети действительно отвлекаются и отметила, что на ее собственных уроках школьники не смотрели в телефоны - так как им было интересно. 

Отметим, что еще в далеком 2007 году Министерство образования вообще запретило детям использование мобильных телефонов в школе во время учебного процесса. Причем этот приказ касался всех участников учебного процесса - в том числе и преподавателей.

В августе 2014-го этот приказ был отменен по причине своей устарелости и несоответствию времени. После этого регламентирование использования телефонов в школах происходит исключительно на уровне администрации учебного заведения и, как правило, проводится в рамках здравого смысла.

С тех пор технологии развились настолько, что современные смартфоны зачастую стали весьма полезными как раз во время учебного процесса. И реформа образования, в том числе "Новая украинская школа" в младших классах и постепенное преобразование общеобразовательных школ в лицеи и гимназии предполагают значительный рост интерактивной составляющей на уроках. В частности, детям на многих предметах необходимо оперативно "загуглить" ту или иную информацию, с помощью своих смартфонов отвечать на вопросы, проходить онлайн-тестирования и так далее - вплоть до использования функций калькулятора. А в ряде учебных заведений школьники на своих смартфонах разрабатывают и тестируют мобильные приложения. 

Кроме того, именно мобильный телефон является важнейшим инструментом защиты школьника от насилия и буллинга, в том числе и во время уроков. Зачастую возможность оперативно записать на видео буллинг со стороны других учеников или учителя является единственным шансом избежать этого смертельно опасного явления. И это уже не говоря о том, что телефон крайне важен в ситуации, когда кому-то в классе срочно требуется медицинская помощь, происходит чрезвычайная ситуация или возникает иная необходимость срочной связи ребенка с родителями.

Запрет на использование мобильных телефонов во время учебного процесса в том случае, если он будет явно прописан где-либо, может привести к парадоксальной ситуации. Например, пытаясь зафиксировать факт буллинга на уроке, ребенок достанет телефон и начнет съемку - и тут же сам окажется нарушителем правил и подвергнется наказанию. 

Как отметила в ходе заседания депутатской комиссии Елена Буйневич, телефоны являются личной собственностью детей и уже на основе этого как-либо запрещать их или ограничивать - противоречит закону.

В то же время, если дети во время урока не учатся, а "зависают" в телефонах - это, скорее, свидетельствует о том, что на уроке скучно, что учитель не может контролировать ситуацию, не может сделать урок интересным и увлекательным и занять детей учебным процессом.

Руководитель отдела ювенальной превенции полиции Одесской области Дмитрий Ревун даже более категоричен - он считает запрет на использование телефонов в школе незаконным, что все типичные проблемы с телефонами в школе можно решить предварительной беседой родителей с ребенком и, в крайнем случае, использовании функции "родительского контроля" над приложениями - таким образом, чтобы во время учебного процесса были доступны лишь самые необходимые функции вроде звонков и камеры.

"С началом учебного года, то тут, то там возникают споры о том нужно/можно ограничивать пользование телефонами во время уроков.

Люди, желающие физически оградить детей от телефонов, в основном приводят такие аргументы:
- телефон отвлекает детей от уроков
- мешает учителю
- дети деградируют
- телефоны провоцируют конфликты среди детей
- телефоны вызывают невротические расстройства ну и т.д.

И такое мнение - это демонстрация того, что учить основам детской психологии и IT-технологиям нужно в первую очередь взрослых, которые рассчитывают решить все проблемы с помощью диктатуры.

А ведь достаточно просто поговорить с ребёнком и воспользоваться программами родительского контроля.

С помощью приложений можно настроить гаджет ребёнка таким образом, что на время занятий в школе будет доступна функция звонков и только!

То есть все типичные «проблемы» можно решить без отбора имущества, за 5 минут, без стресса и без обид.

Все мы должны запомнить раз и навсегда, что мобильный телефон - это гаджет которым детей нужно учить правильно пользоваться, объясняя им базовые принципы безопасности и цифровой гигиены.

Нужно учить детей так же как мы учим их правилам безопасного перехода дорог, сигналам светофора и т.д." - считает полицейский.

Ситуацию регулярно комментирует юрист всеукраинской общественной организации "Родители SOS" Роман Бондаренко. Он считает любой запрет и, особенно, изъятие телефонов противоправным деянием и отмечает, что учитель должен заинтересовать детей на уроках. "Необходимо относиться к детям как к полноценным людям и помнить, что они имеют те же права, что и взрослые. Давайте представим, что директор забирает телефоны у учителей и говорит: вы сегодня не пользуетесь телефонами в школе. Та же ситуация и с детьми, когда у них отбирают или запрещают телефон учитель. Все это нарушение прав детей. ... Дети не концентрируются от того, что неинтересный предмет и его, возможно, плохо преподают. Если ребенок незаинтересован, он будет несконцентрирован" - резюмирует юрист.

Пока же чиновники и депутаты обещают примерно в течении месяца подготовить и разослать в школы некий документ рекомендательного характера, который может попытаться как-то регламентировать использование телефонов детьми в школах. Возможно, там могут быть предложения во время уроков убирать телефоны в сумку и переводить их в беззвучный режим. 

comments powered by HyperComments