Дания вступает в войну за проливы!
По словам собеседников издания, речь идет о нефтеналивных судах, следующих транзитом через датские проливы без западной страховки. Ее отсутствие в рамках закона позволяет странам ЕС проверять суда, которые могут представлять угрозу для окружающей среды.
Как отмечает FT, около 60 процентов морских поставок российской нефти осуществляется по Балтийскому морю, и весь этот объем проходит через территориальные воды Дании. По оценкам издания, ежедневно через датские проливы проходит около двух миллионов баррелей российской нефти, что эквивалентно трем танкерам класса Aframax.
Эту инициативу начали прорабатывать в Брюсселе после того, как западные чиновники признали, что в октябре российская нефть почти не продавалась по цене ниже 60 долларов за баррель - потолок цен, который ввели страны G7, Евросоюз и Австралия в ответ на военное вторжение России в Украину, пишет FT.
Предполагается, что западные компании могут страховать только те суда, которые транспортируют российскую нефть, продающуюся дешевле 60 долларов за баррель. Однако все большее число танкеров подозревают в перевозке сырья с фальсифицированной финансовой отчетностью или без западной страховки.
Западные чиновники считают, что требование надлежащей страховки судов оправдано, поскольку многие поставки российской нефти осуществляются на "теневых флотах" старых судов, у которых повышен риск поломки или разлива нефти, "что чревато серьезной экологической катастрофой".
То, что в Европе, наконец, "зачесались" неплохо, но так ли сильно наживается кремлеский чудак на букву "М" на торговле нефтью? Все, что вы прочитаете дальше - плод моих логических рассуждений, не имеющий к так называемым экспертам никакого отношения. Поэтому могу и ошибаться...
Дело в том, что часть нефти идет в Индию за рупии, которые реально зависают мертвым грузом на корсчетах в индийских банках. По экспертным данным там находится порядка 35-40 млрд долларов в рупиях. Все остальное идет в Китай. Причем, часть нефти не оплачивается покупателем, а уходит в счет полученных ранее Роснефтью кредитов.
Спрашивается, почему европейцы так долго закрывали глаза на игрища Сечина, если могли перекрыть проливы в Дании еще в январе этого года? Ответ лежит на поверхности - до введения санкций российская нефть покупалась на условиях FOB, т.е. покупатель оплачивал перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировку в точку назначения. После введения ограничений нефть начали покупать на условиях CIF - оплата за деньги продавца стоимости товара, погрузки товара на судно, перевозки и страхования до места назначения. Прелесть в том, что в обоих случаях фигурирует биржевая цена, но весь дополнительный гембель (перевозка, погрузка, страховка) идет за счет россии. Это почему-то принято называть скидкой, хотя полная цена товара не меняется - просто "на руки" россия получает на 15-20% меньше, чем раньше за счет "длинного плеча" транспортировки нефти в Юго-Западную Азию.
Что выиграет от контроля проливов ЕС? Ударит по липовым страховым компаниям и фальшивым судовладельцам, которые являются дочерними компаниями продавцов, имея от этого "пирога" до 5% прибыли (остальные 15% "съедают" эксплуатационные судовые расходы, услуги портов и перестраховка).
И последнее...
Почему нельзя полностью перекрыть россии торговлю нефтью? Дело в том, что россия до войны имела довольно значительную долю в мировой нефтеторговле - около 12%. Если полностью перекрыть поток нефти из россии ее цена резко возрастет, а компенсировать ее сначала будет нечем. В то же время рост цены позволит "распечатать" заглушки на скважинах легкой нефти в США и через какое-то время все снова устаканится. Просто никто не желает рисковать на переходном этапе. Со временем все бы наладилось и с продажей российской нефти через дальневосточные порты. Только перевозка ее железнодорожными цистернами сильно ударила бы по получаемой от продажи прибыли.