Союз писателей против союза читателей. Кто сильнее?
"Булгаков, по сути, является одним из предтечей пресловутого "русского мира", и это ярко отражено в его опасных книгах, где он воспел и возвеличил не только царят и монархию, но и бесчеловечную жестокость, присущую русским и основную черту русской нации. Его пренебрежительное тщеславное отношение к Украине вызывает только искренний гнев и чувство отвращения", – говорится в заявлении.
"Между тем функционирование музея Булгакова в наше время доказывает обратное: государство удерживает и занимается заведением, которое хранит память об одном из самых коварных врагов Украины", – пишут в НСПУ.
Честно говоря, подобное "фуфло" сильно напоминает "помои", которыми поливала Булгакова сталинские критики в конце 20-х начале 30-х и хрущевские в конце 50-х начале 60-х годов. Любопытно, что сталинская критика в основном касалась булгаковской драматургии, а хрущевская - прозы, которая начала издаваться во время "оттепели".
Был ли Булгаков монархистом? Безусловно. Но разве это может заслонить гений великого творца?
Относился ли Булгаков "пренебрежительно тщеславно к Украине"? Вовсе нет! Он лишь с презрением рассматривал потуги узурпировавшего власть в Украине гетмана Скоропадского организовать пародию на российскую монархию в границах Украины.
Надо сказать, что Украина и Киев упоминаются лишь в нескольких произведениях писателя - романе "Белая гвардия" и пьесах - "Бег" и "Дни Турбиных". Вот, что писали об этом сталинские критики.
А. Р. Орлинский в статье "„Белая гвардия“ сквозь розовые очки» в "Рабочей газете":
"Белая гвардия" — это политическая демонстрация, в которой Булгаков перемигивается с остатками белогвардейщины».
Пролетарский поэт А. И. Безыменский писал: "Булгаков чем был, тем и останется: новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной…".
Критик Я. Е. Эльсберг: "Белая гвардия" — это контрреволюционный обывательский смешок».
Не применул "обосрать" роман и пьесу Маяковский: «Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть — и пискнул. А дальше мы не дадим».
Все это вынудило писателя написать в 1930 году письмо правительству СССР:
"…И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — „Дни Турбиных“, „Бег“ и в романе „Белая гвардия“: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях „Войны и мира“. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.
Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР."
Судя по стилю "малявы" союза писателей Украины, она "списана" с "гранок" сталинских критиков. Причем, совковый пафосный тон "обличителей" остался неизменным. Метаморфозы произошли исключительно с "потерпевшими" от булгаковского творчества - на место большевиков нынешние защитники "политической нравственности" вписали украинский народ, к которому Булгаков вообще не проявлял никакого интереса.
Складывается впечатление, что члены союза писателей вообще не читали произведений Булгакова. Им достаточно фамилии Бортко в титрах фильмов "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита", поставленных по произведениям писателя. Бортко, несомненно, дерьмо конченное, но причем тут Булгаков?
И тут мы подходим к самому интересному - материальной заинтересованности создателей этого пасквиля. Союз писателей требует (подчеркнуто) закрыть музей писателя на Андреевском спуске дом 13, а в освобожденном от монархизма здании открыть другой - мало кому известного хормейстера Александра Кошица, который жил в этом доме до 1906 года. Его заслуги, по мнению НСПУ, "очень весомы не только для Украины, но и для всего мира". Заслуги этого деятеля перед Украиной и всем миром более чем сомнительны. Достоверно известно, лишь то, что в 1919 году он эмигрировал в Канаду, опасаясь преследования со стороны тех самых петлюровцев, коих самоотверженно защищает от Булгакова союз писателей.
Вы будете смеяться, но точно такой же гвалт (геволт, если вам так привычнее) поднялся в начале 60-х в Москве, когда в "нехорошей квартире" по адресу Большая Садовая, 10 попытались открыть музей того же Булгакова. За что только не "поливали" писателя желающие вселиться в квартиру, в которой "проживали" Воланд, Азазелло, Коровьев и Кот Бегемот, вечно неустроенные члены московского союза писателей. Пожалуй, единственное, в чем эта свора "товарищей" не упрекала Булгакова, так это в "пренебрежительно тщеславном отношении к Украине". Впрочем, их киевские коллеги через 60 лет после описанных событий все "исправили".
"Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их.."
Так Михаил Булгаков писал о москвичах 20-х годов. К сожалению, то же самое можно отнести и к киевлянам, живущим столетием позже...
На снимке - два мира - два Шапиро, простите, музея. Один в Киеве, другой в москве...
P.S. Кстати, князь Владимир Великий, памятник которому стоит на Владимирской горке в Киеве, а также Хорив, Кий, Щек и сестра Лыбедь стоящие в ладье на набережной Днепра, были куда большими монархистами, чем Булгаков. Я даже не заикаюсь о Богдане Хмельницком, сидящем на вздыбленном коне посреди Софиевской площади, который бросил Украину к ногам московского царя. Может, не стоит ограничиваться одним лишь Булгаковым, а снести всех их на хрен, чтобы водрузить на освободившиеся постаменты если не самих писателей, подписавших это "подметное письмо", то хотя бы их члены...