О тонкостях любви по-французски...
Итак, Франция отозвала своих послов для консультаций из США и Австралии. Поводом для этого послужило создание союза AUKUS (Великобритания — США — Австралия), из которого Париж потерял контракт с Канберрой на поставку 12 подлодок. Во всяком случае так официально трактуется произошедшее в отношениях между государствами, хотя сама Франция к случившемуся не имеет никакого отношения.
Все началось с желания Австралии усилить свой военно-морской флот новыми подводными лодками. Для этого был объявлен конкурс, который выиграла французский консорциум Thales/DCNS, предложивший постройку неатомных подводных лодок типа Barracuda по довольно высокой цене. Головную субмарину поставить должны были в 2030 году, закончить серию – к 2040 году. Заплатить за это Австралия изначально планировала 28 млрд долларов, потом сумма выросла до $60 млрд. Контракт достаточно "жирный", чтобы за него бороться по-взрослому. Но случилось неожиданное - англосаксы (США, Великобритания и Австралия) создали новый оборонный союз против Китая. Естественно, была пересмотрена и политика усиления австралийского флота - потребовались более мощные атомные подводные крейсера. Так возник новый проект Attack Class с участием США и Великобритании, которые и будут производить атомные подводные лодки для Австралии.
Повторилась история с "Мистралями", которые строились тем же DCNS по заказу России, но из-за международных санкций до заказчика так и не дошли. Тогда проблема была решена с помощью Египта, согласившегося выкупить готовые корабли.
Проблема в том, что консорциум DCNS (фр. Direction des Constructions Navales — Дирекция по строительству военных кораблей) — французская оборонная компания с государственным участием (государство — 64 %, компания Thales — 35 %, сотрудники — 1 %), занимающаяся строительством военных кораблей. Из-за этого правительство Франции вынуждено принимать участие в чисто коммерческом спорте. Тем более, что разрыв контракта случился за год до выборов президента страны, чем с удовольствием воспользуются конкуренты Макрона.
В сложившейся ситуации все стороны конфликта прекрасно все понимают, но поступить иначе не могут - каждый исполняет определенную роль, которая хорошо известна другим.
Отзыв послов Франции из стран-союзников, как ни странно, не вызывает удивления. Париж всегда стоял несколько в стороне от НАТО и прочих общих проектов запада. В 1966 году Шарль де Голль даже вывел Францию из военных структур НАТО, после чего штаб-квартира альянса перекочевала из Парижа в Брюссель, что не помешало впоследствии все вернуть "взад".
Понятно, что российская пропаганда трактует отзыв послов чуть ли не в качестве краха западного единства, что не соответствует реальному положению вещей. Здесь более применима старая пословица - "милые бранятся - только тешатся". Мне почему-то кажется, что в итоге Франции будет предложен другой не менее значимый проект, который окажется выгоден всем сторонам. Ведь США - вторая страна по объему французского экспорта после Германии, ссорится с которой ради сорвавшегося контракта не имеет никакого смысла...