Одесские тайны: старинный тоннель под железной дорогой (ФОТО, ВИДЕО)

Сергей Эльмира  |  Воскресенье , 20 января 2019, 18:08
Краевед и видеоблогер Сергей Эльмира показывает малоизвестное место в Одессе - тоннель-коллектор под железной дорогой около путепровода Поездной и одноименной станции электричек. Вас ждет 16 минут жесткого индустриального треша о проникновении в одно из самых неизвестных мест Одессы.
Одесские тайны: старинный тоннель под железной дорогой (ФОТО, ВИДЕО)

Всем привет! История с вылазкой в коллектор Поездной началась для меня ещё в октябре прошлого года. Именно тогда я познакомился с Сергеем Шевченко и он мне показал снимки этого коллектора, в котором бывал ранее сам. Меня сразу же поразила его заброшенная былая красота, которая хранила в себе отголоски прошлого величия. И я загорелся идеей посетить это место и сделать ролик про эту вылазку. Тогда я попал в него в первый раз. Место оказалось действительно старинным, интересным и уникальным. Но нормально отснять материал тогда у меня не получилось, мой фонарь не был достаточно ярким, а моя камера не могла хорошо снимать в таких условиях.

В следующий раз получилось побывать в этом коллекторе аж спустя три месяца, в начале января этого года, и на этот раз в моих руках был уже другой свет и другая камера, а компанию мне составили Сергей Шевченко и Дмитрий Жданов.

Находится коллектор Поездной недалеко от путепровода "Поездной", буквально в нескольких десятков метров от трассы "Север-Юг". К сожалению информации о этом уникальном месте очень мало. Поездным он называется, так как находится под железнодорожной насыпью около остановки электричек "Одесса-Поездная".

Существует версия, что раньше это был не столько коллектор, сколько переход под насыпью. Возили через него грузы, а также ходили люди на ближайшие заводы. Предположительно построили его в период с 1860 по 1890 год. Ещё старожилы поговаривают, что перед входом в этот переход до войны местные устроили небольшой базарчик, а рядом стоял цыганский табор.

На аэрофотосъёмке 1944-го года хорошо виден наш туннель и отчётливо видна дорога к нему с двух сторон.

Сейчас по этому практически заброшенному коллектору течёт небольшая речушка, в народе называют её - речка-вонючка, а на самом деле именно где-то в этих местах берёт своё начало Водяная балка и один из потоков, который когда-то затем образовывал текущую вдоль улицы Балковской речушку.

[Примечание редакции. На основе анализа старых карт Одессы можно сделать некоторые выводы. На карте Одессы 1917 года, где учтен рельеф местности, интересующие нас места обозначены как "Купеческая балка". На советской топографической карте речка, текущая по Водяной балке вдоль улицы Балковской обозначена как постоянный водоем или русло голубым цветом. Видно, что речка начинается где-то на Ближних Мельницах. Очевидно, что задачу пересечения железной дороги власти посчитали решенной сначала путем сооружения переезда через пути, а потом и моста над путями - нынешнего Горбатого (Бароновского) моста. А "стихийная" дорога под насыпью могла возникнуть позже. В советское время насыпь железной дороги была увеличена в ширину - в связи с чем в видеоролике мы видим "переход" от старой кирпичной конструкции переход к типовой бетонной конструкции коллектора. Данный тоннель не совпадает по своей архитектуре с теми тоннелями под железнодорожными насыпями, которые сооружались в период до 1865 года при строительстве железной дороги в Одессе с транспортной целью - на Пересыпи, где у Херсонского сквера проходит линия трамвая №20 и у Кучургана.]

1917 год

1929 год

Портал туннеля декоративно украшен гранитными плитами. Внутри своды сначала идут кирпично-крученные, потом середина выложена плиткой, а под ней виден местами ракушняк. И в конце своды снова кирпично-крученные. Затем историческая часть, там где некогда был выход, упрятана в бетон.

Смотрите мой новый ролик "Уникальный коллектор Поездной./Свет в конце туннеля."