Этот день в истории: Бей хазар — спасай Россию!

Игорь Астахов  |  Пятница, 3 июля 2020, 18:18
Если верить российской историографии, сегодня, но 1056 лет назад, 3 июля 964 года князь Киевский Святослав Игоревич со товарищи разгромил войско своего восточного соседа — Хазарского каганата, и разрушил столицу супостата — Итиль. Но можно ли этому верить?
Этот день в истории: Бей хазар — спасай Россию!

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам»

(с) А.С.Пушкин

Нельзя вот просто так взять и рассказать о Святославе и победе его над хазарами. Сначала читателя необходимо подготовить, а потому начнём мы с начала — с основателя династии, Рюрика. Ну а затем попробуем разобраться — кто же такой этот Олег, что именно он вещал, за что мстил, кто такие хазары и в чём их неразумность.


Киевские князья Рюрик, Игорь и Святослав. Фрагмент росписи Грановитой палаты Московского Кремля

Итак, Рюрик. А может быть — Рорик, или Рёрик, или вообще — Хрорик. «— Во… Кажись, Воланд. А может быть, и не Воланд? Может быть, Фаланд». Паспортов тогда не было, трудовая книжка не сохранилась и ни один из свидетелей не дожил до наших дней. Бытует мнение, что, мол, никакого Рюрика то и не было и образ этот — собирательный. Но. Как бы тогда Иван Васильевич в фильме о том, как он меняет профессию, сказал бы: «Рюриковичи мы!», а? Гайдай врать не будет, следовательно — шах и мат вам, скептики! И мы будем отталкиваться от того, что Рюрик был.

Перед нами картина Виктора Михайловича Васнецова «Призвание варягов». В левой части картины мы видим трёх братьев —предводителей варягов, иначе говоря — викингов. Слева, вероятно, Трувор, справа — Синеус (хотя усы и не синие), в центре — Рюрик. И если крайние братья вооружены щитами и секирами, то центральный брат щита не имеет, но в плаще и держит на плече оружие, напоминающее кирку гнома (ну или шахтёра). На самом деле — это клевец (или чекан), оружие для пробития доспехов. Зачем оно Рюрику и чьи доспехи он собрался пробивать — сказать затрудняемся. Но впоследствии смысл оружия в руках «первого князя» был утерян, и иллюстраторы всё более упрощали предмет в руке «основателя», пока это не стало выглядеть так:


Медаль «Великий Князь Рюрик». Санкт-Петербургский монетный двор

Монголоидные черты Великого князя опустим, а обратим внимание на предмет в его руке. Это всё что угодно, но не кирка. И больше всего похоже на обувной молоток. Мы бы не удивились, если бы в советское время к этому молоту ещё бы добавили и серп, но, к счастью, нет. Возможно, именно оттуда и произошло «На гербі зображено ведмедя. В одній руці у ведмідя молоток, а в другій - балалайка. Це символізує працелюбність і незакомплексованість тварюки».

1 июля в Российской Федерации прошли голосования о внесении поправок в Конституцию, в том числе — о недопустимости фальсификации истории. А ведь поздно уже, перефразируя Балбеса из «Операция Ы» - «Всё уже сфальсифицировано до нас». И история с Рюриком — яркий тому пример. Мы не будем вдаваться в детали — кто это сделал и зачем, лишь укажим факты, которые тем или иным образом касаются нашего повествования.

Итак, братья Рюрика — Синеус и Трувор. Эти двое странным образом «умерли» в одно и то же время, в разных городах, через пару лет после «призвания варягов». Логичнее было бы предположить (что и сделали некоторые историки), что не было никаких братьев, а это не что иное, как опечатка - sine hus и thru varing, то есть «свой род» и «верная дружина». Переписчик братьев породил, он же их и убил - «нет человека, нет проблемы».

И призывали ли варягов — тот ещё вопрос. В те времена викинги, пользуясь повсеместным безвизом, гастарбайтили по всей Европе и специальных «призываний» не ждали — сами приезжали, и горе тем, кто не радовался их прибытию.

Некоторые особо патриотичные историки, славянофилы и западнофобы, достаточно остроумно обосновывали тот факт, что Рюрик никакой не скандинав, а совсем наоборот — коренной москвич славянин, то ли из славянских вагров, то ли из поморских венедов, а то и из полабских ободритов. Но они упустили одну завидную для себя возможность. Дело в том, что если опираться не только на «Повесть временных лет» (в дальнейшем ПВЛ) - достаточно спорный с исторической точки зрения источник, а использовать и иные источники, то наиболее подходящий на роль Рюрика, князя Новгородского — это Рёрик Ютландский, один из наиболее успешных датских конунгов тех времён. Вот он:

По данным историков, этот самый Рёрик в 857-862 годах покорил каких-то славян, возможно — вендов. Это факт первый. А фактом вторым будет следующее — с 867 по 870 год неизвестно где был Рёрик и что делал. И если предположить, что это один и тот же «человек и пароход», то патриотам «русского мира» полагается бонус — Рёрик был королём Фризии, сейчас там Нидерланды, а значит - «Амстердам Наш!».

Итого — прибыл в Новгород, оставил наследником Игоря и убыл обратно (согласно ПВЛ — умер), поручив заботу об княжиче родичу. И тут на сцену выходит Олег.


В.М.Васнецов «Прощание Олега с конём»

Олег. Он же Хельг, он же Ольг, он же Шлег… «Он же Гоша, он же Гога, он же Юра, он же Жора». В переводе с ранне-шведского - «святой» или «священный». Да ещё прозвище — Вещий. Видимо — великий правитель, честный, храбрый и справедливый. Так ли это?
Вероятно, пытливые читатели уже догадались, что исторической достоверностью ПВЛ может сравниться с Библией, недаром это повесть, а не летопись. Но - «маємо те що маємо». Так вот, первое крупное деяние Олега — он обманом выманил киевского князя Аскольда, убил и занял его место. Официальное обоснование — Олег-де княжеского рода, а вот Аскольд — нет. Действительно, если Рюрик существовал, то Олег был его родичем — под именем Одда, как брат жены Рюрика, Эфанды.

Деяние второе, вернее — недеяние, ибо про наступлению совершеннолетия Игоря князь-регент трона не отдал, правив Киевом, Новгородом и Русью до самой смерти. Но и вероломство, и честолюбие, и гордыню «историки» ему прощают. Прощают за иные деяния и первое из которых — создание сильного войска. А войско было крайне необходимо, ибо у Киева был восточный сосед, считавший и Киев, и присоединённых позже северян своими данниками, и имя этого соседа — Хазария.

Вещий Олег навечно связан с «неразумными хазарами» рукою гения русской словесности, четверостишье которого мы и процитировали в самом начале нашей статьи. И мы не были оригинальны — редкая статья о хазарах не начинается этими строками. Среднестатистическому читателю известны два стандартных подвига прославленного князя — месть хазарам с низким уровнем интеллекта и прибивание щита на вратах Царьграда, известного всему прочему миру, как Константинополь. Начнём с подвига номер Раз.

Но перед этим расскажем, собственно, о хазарах. Ко времени прихода Олега к киевскому столу в регионе сформировался очень занятный паритет, занятный во всех отношениях. Три крупнейших «игрока» региона — Византийская Империя, Арабский Халифат и Хазарский Каганат — стоили друг друга и были «верными врагами».

«Настоящий враг никогда тебя не бросит». Их противостояние напоминало игру в камень, ножницы, бумага — и никто не мог получить преимущество. При таких раскладах иудаизм Хазарии — совершенно логичное явление, ибо принятие христианства или ислама — неизбежный переход в лагерь одного из противников с таким же неизбежным нарушением баланса, при этом и византийцы, и арабы признавали веру Моисея, как религию народа Книги. И ни Израиль времён Соломона, ни Иудея Маккавеев, ни, тем более, Израиль современный, не могли похвастаться территорией столь же большой, какую занимала Хазария.

Откуда же взялись эти хазары? Давайте разберёмся с этими «чудо-юдо». Забавно было бы представить, что где-то на восточном краю Великой Степи стоит огромный котёл, и варятся в нём народы. И коль не уследишь за варевом — оно закипает, переливается через край и течёт на запад. Так до хазар случилось с хунну и аварами, а после них — с половцами и монголами. Хазары же пришли на берега Волги и Предкавказье вместе с западными тюрками, и уже в VII веке имели собственное государство — каганат.

Как следует из названия, хазарами правил каган. Но это поначалу. В дальнейшем монарх превратился в фигуру сакральную, а властью реальной обладал бек, иногда именуемый просто — царь. «Царь. Очень приятно, царь». Подобная схема очень напоминала японскую, где формально правил микадо (император), но реально — сёгун. А можно далеко и не ходить, ведь князь-наследник Игорь и князь-регент Олег тоже княжили по похожей схеме.

Но вернёмся к подвигу Олега. Вопреки Пушкину, сёл и нив у хазар, как таковых, не было. Изначально хазары (или кузарим, если на иврите), как любые приличные кочевники Великой Степи, жили набегами — уводили скот, угоняли население в рабство, жгли имущество — ничего личного, стандартный протокол подобных мероприятий. То есть делали именно то, что собирался, согласно Александру Сергеевичу, сделать, собственно, Олег в процессе своей мсти.

А вот затем экономическая модель государства изменилась. Чёрные хазары пасли скот — лошадей, коз, верблюдов, и овец. Кто главный у овец? Бараны. И вот «баранов стригли» уже хазары белые, которые «сидели на потоках» - контролировали торговые пути из Персии и Хорезма в Европу и обратно. Знакомые виды деятельности, не так ли? Как видим, «стрижка баранов» и «сидение на потоках» - традиционные промыслы земель, что к востоку от Киева. Вообще, изобретение «традиций» - древняя человеческая традиция.

Так смог ли Олег Вещий отмстить и обречь мечам и пожарам? Оказывается — нет. Всё, чего добился князь на этой стезе — правый берег Днепра остался за Киевом, а левый — продолжал платить дань хазарам. Строго говоря, многие города и племена переходили под руку хазар — и «крыша» надёжная, и стоило это «самый мелкий прайс». Выходит, не ходил Вещий князь на хазар? В ПВЛ об этом — ни слова, ни пол слова. Но есть источники и иного рода — в Хорезме, Византии и Халифате тоже грамоту знали и писать любили. Так вот, согласно им, в 915 году войско Киевской Руси было разбито недалеко от Итиля, на нижней Волге, большая часть воинов погибла, оставшиеся пытались вернуться на родину, но были изловлены и также перебиты. С войском погиб и князь, и судя по дате — им мог быть Олег («Не забудем, не простим»), то ли его конь затоптал, то ли «злая гадюка кусила его», но с подвигом «номер Раз» всё — не было его.

Теперь о подвиге номер Два — прибивание щита на вратах. Обратимся к другому классику: «Как ныне сбирается Вещий Олег щиты прибивать на ворота», это уже пера Владимира Семёновича.

Согласно всё той же ПВЛ, в 907 году Олег собрал огромное войско — 80 тысяч ратников, посадив их на 2 тысячи кораблей. Для того времени размер армии огромен, а размер флота — вообще за гранью добра и зла. За 40 лет до этого Великая Армия Викингов численностью на порядок меньше навела шороху на Британию и захватила в итоге всю её восточную часть. Чего же добился Олег? Постоял под стенами Константинополя, прибил щит, получил по 12 гривен драгметаллов на каждого бойца (десятки тонн золотом, между прочим) и убыл восвояси, не забыв подписать договор о беспошлинной торговле.

А что об этом думают сами византийцы? А они слыхом не слыхивали ни о щитах, ни о гривнах, ни о торговле без пошлины. Да, в 911 году был договор о торговле, не отрицают — но как положено, с пошлиной, «сдал-принял, протокол, отпечатки пальцев». Выходит, не было щитов на вратах? Более того, в той же Повести утверждалось, что когда ромеи перегородили пролив, находчивые русичи поставили ладьи на колеса (!) и подобным образом прикатили их к стенам. Представляете себе несколько тысяч комплектов огромных колёс? Да, варяги умели волоком, при помощи брёвен, перетаскивать плавсредства с водоёма в водоём. Но колёса, да ещё и несколько тысяч…

Что занятно — щит на вратах Царьграда превратился со временем в предмет гордости, нечто типа флага над Рейхстагом. «Предки воевали», «Можем повторить» и всё вот это вот всё… С другой стороны — князь щит прибил, а дружина что — не отметилась? Дружина, наверное, тоже прибила, ворот не хватило — били прямо на стены. Тут византийцы выходят — а рать сплошь без щитов. «Добрый вечер! Константинопольское отделение полиции. Предъявляем щиты, в развёрнутом виде. Нет щитов? Прибили на ворота? Бывает… Пройдёмте в участок, отметимся в летописи».


Игорь и Ольга на картине «Тризна на могиле Вещего Олега»

Следующий на очереди — отец Святослава, князь Игорь, по прозвищу Старый. Или, если точнее — Ингвар Рюрикович. Ходил ли он к неразумным хазарам в попытке отмстить за Олега? Несомненно. Отмстил ли? Едва ли.

Всё-таки во всей этой княжеской цепочке Игорь — самый неоднозначный персонаж. Например, непонятно, когда точно он женился. Согласно ПВЛ, сие событие произошло в 903 году, когда Игорю было уже 25 лет, а его жене Ольге — 13. Когда же пара обзавелась потомством и сколько их было? Исходя из реалий того времени, относительно короткой продолжительности жизни и краткого периода фертильности — как можно скорее, а с учётом высокой детской смертности — побольше. Что же говорит нам об этом ПВЛ? Ребенок был один и родился в 942 году, то есть когда папе было 64 года, а матери — 52 года. Даже в наше время стать матерью в таком возрасте — чудо и достижения медицины, а уж тогда…

По сути же, если опираться только на данные из ПВЛ, то Игоря можно лишь пожалеть, искренне, по-человечески пожалеть, ибо он неудачник — все его начинания неизбежно оборачивались провалом и в конце-концов стоили ему жизни.

Что касается взаимоотношений с хазарами - «Повесть», а вернее — её авторы, словно в рот воды набрали, и так на протяжении примерно 80 лет, со времён смерти Аскольдовой и похода Олега к северянам. Определённо — киевские дружины ходили к Итилю и были биты.

О первом поражении мы уже писали выше, настала очередь и второго. Византия, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», основательно мотивировала Игоря, и в 939 году он атаковал Хазарию. Поначалу дела шли неплохо — был взят Самкерц (нынешняя Тамань) и русское войско продвигалось берегом Азовского моря на восток. А затем везение кончилось, и более Игорю не везло до самой смерти. Ибо явился Песах — не иудейский праздник, но — полководец, и его «алаверды» отбросило русов от берегов моря аж до стен Киева. Самкерц был освобождён, греческие города Крыма признали «руку Итиля», а сам князь обязался напасть на Византию. «Шлемазл! Или ты делаешь Византии нервы, или вэй'з мир ты будешь говорить Создателю лично. И бекицер, бекицер!».

И Игорь устремился на Константинополь, но… не выдержал испытания «огнём, водой и медными трубами». В смысле, греческим огнём — вундерваффе византийцев, которым они и пожгли большую часть флота русов. Авторитет Игоря, итак, вероятно, не ахти, был основательно подмочен и подпален. А тут ещё Свенельд… Пока Игорь штурмовал Самкерц в ходе хазарского похода, дружина Свенельда преспокойно «срубила» дани с Пересечена. Пока Игорь плыл навстречу «огням Большого Города» - Свенельд «оставался на хозяйстве» и, возможно, опять собирал дань. Сбор Свенельдом дани с древлян послужил преамбулой истории, кодой которой стала гибель Игоря. И вообще непонятно кто был в стране главный… С одной стороны — Игорь полноразмерный князь, а Свенельд — лишь воевода. С другой стороны — Свенельд был явно и богаче, и авторитетнее своего непосредственного начальника. В попытке доказать обратное князь был убит — и правил неудачно, и погиб как-то… нелепо, что ли.


Борис Ольшанский «Предание о Святославе»

И на сцену выходит главный виновник торжества — Святослав Игоревич, по прозвищу Хоробрый. Или, если уж быть последовательными — Сфендослав Ингварович.

Святослав вообще какой-то нетипичный князь. Вроде бы из приличной семьи: папа — князь, мама — княгиня, дедушка — вообще Рюрик. Но — чуб на лысой голове, серьга в ухе, маму не слушает — гуляет без шапки и голодный, вечно по степи перекати-полем из края в край… Опять же, когда родился — непонятно, если верить Википедии — рождался в течение 22 лет, с 920 по 942 года!

«Иду на Вы!». Любил он это дело — на Вы ходить. Чуть что не по нему — меч в руки, ноги в стремена и на Вы идёт. Возможно, выдра как-раз в честь этого и названа — такая же бесстрашная, и чуть что — сразу в бой, невзирая на лица.

«Чё там у хазар?» А у хазар — всё в порядке, не бедствуют.

«А и Б сидели на трубе. А упала, Б пропала. Кто остался на трубе? И!». Да, из борющегося за торговые пути трио — А (арабский халиф?) уже прошли пик экспансии, сменили династию, немножко распались и им было не до Чёрного моря, вместе с Доном и Волгой, Б (базилевс Византии?) тоже были не в лучшей форме, с севера давили болгары, а с востока и юга — арабы. И кто остался? И (иудейская Хазария) продолжала иметь свой гешефт со всех караванов, что шли через Чёрное море, Кавказ и Каспий.

А как говаривал Остап Бендер - «с таким счастьем — и на свободе». Да, такое положение вещей не устраивало практически всех соседей каганата.

И уже в середине X века это вылилось в совместную, хорошо организованную стратегическую комбинацию, итогом которой стало поражение и последующее падение Хазарии. Как говорится — только бизнес, ничего личного. И вот настал год хазарского похода князя Святослава Хороброго. Вот только — какой год?

Если верить вот этому замечательному плакату, то сие достойное событие произошло 3 июля 964 года. Что же об этом говорит ПВЛ? А не ходил ни в какую Хазарию в 964 году князь Киевский. А если и ходил, то уже на следующий год, 965-й. Что касается даты — 3 июля, то такая точность вообще удивительна, и документам того времени не присуща. Так откуда же взялась 03.07.964? Честно — ни малейшего понятия. Поэтому давайте сначала проанализируем, что же произошло между хазарами и Святославом, а уж затем — откуда взялся подобный плакат.

Итак, если верить ПВЛ, то Святослав со товарищи скрытно пересёк степь и неожиданно для хазар оказалось под стенами … Саркела (Белая Вежа)! То есть ни о каком таком Итиле авторы «Повести» слыхом не слыхивали, пограничная застава на берегу Дона — была, но столица на Волге — нет. Это если верить ПВЛ. А что об этом пишут арабы, хорезмийцы и греки? А вот они рисуют иную картину и если объединить все картины под одной крышей, то выходит занятная галерея.

Согласно этому батальному полотну, войско русов совершило беспрецедентное действо, на фоне которого меркнут все переходы через Альпы Наполеонов, Суворовых и прочих Ганнибалов. Вначале дружина отправилась строго на север, в смоленские леса, затем — строго на восток, в леса муромские, сплавилась по Волге и … перед ними Итиль! Вот только битвы, скорее всего, и не было — половодье затопило столицу, и уставшее войско киевского князя не встретилось вот с этими парнями:

После Итиля гастроли продолжаются, войско русов приходит к Самандеру, что в нынешнем Дагестане и … была ли битва или и этот город оказался пуст? Далее следует Тамань (впоследствие здесь будет Тмутараканьское княжество), Саркел и триумфальное возвращение домой.

А теперь несколько «но».

Во-первых, всё это происходило на протяжении нескольких лет, ориентировочно с 965 по 970 года.

Во-вторых, такой долгий и сложный переход пешее войско банально не осилило бы. Вывод? Пехоты не было, а весь поход осуществила профессиональная конная дружина. Причём Святослав пришёл не один, а с кузнецом с печенегским союзным войском. Более того, во времена домонгольские русы предпочитали воевать конно, и пешее ополчение — скорее исключение, чем правило, обычно воевала дружина, и лишь в крайних случаях - «мужики с дубьём».

В-третьих, Святослав, при всём его полководцеском таланте, в одиночку такую операцию не осилил бы, как не смогли до него это сделать ни отец, ни воспитатель отца. Это была, как мы писали выше, хорошо спланированная кампания всех соседей. Войско русов выступало лишь бойком молотка, за рукоять которого крепко держалась Византия. Второй подобный молоток бил с востока и бойком там были огузы и булгары. А с юга шилом ударили арабы — потому и опустел Самандер, вероятно.

Каков же итог? Разбил ли Святослав хазар? Возможно. Пала ли Хазария? Отнюдь. Ибо в 988 году, когда Владимир Красно Солнышко вознамерился ввести в стране государственную религию, в числе соискателей на собеседовании присутствовали и иудеи из некой восточной страны, следовательно — была ещё жива Хазария. Правда, недолго ей оставалось — после войны с соседями она так и не смогла оправиться, фактически перешла в ислам и вскоре исчезла… «А в степи случилась драма — закруглилась гексаграмма». На смену маген Давида пришёл Полумесяц, а затем пропал и он.

Хорошо это или плохо? Бытует мнение, что Хазария была «паразитическим образованием» и её падение — это хорошо. Так ли это? «От этой картины на стене большая польза. Она дырку на обоях загораживает». Иными словами, пока каганат крепко держал Поволжье и Предкавказье — горшочек не варил. Как только хазары исчезли — степь опять пришла в движение и в набеги на Русь отправились новые гастролёры — половцы. А потом пришли монголы...

А теперь — что касается славной даты. «Над славянской мирной хатой гордо реет...» ну явно не христианский крест, и не исламский полумесяц. Вообще вся эта история началась в начале 2000-х годов и затем, всё набирая обороты, обрела все черты сакральности и «исторической целесообразности и закономерности», во как. Обычно «историки», особенно некоторые советские и ещё более — современные российские, любят вкладывать в головы историческим персонажам мысли, которых там отродясь не было. И не важно, было ли «взятие Итиля» или нет — традиция прибивания щитов на врата сильна и поднятие флага над … эээ… итильским Кнессетом (?) - святое дело. К слову — про «святое».

Победобесие, дедовоеваливание и можемповторитие в данном случае вылилось в абсурд — в очередной День Победы. Кобзон в этом случае спел бы: «Этот День Победы, стрелами пропах...», ну не было тогда пороха, не было…

На первый взгляд — да ладно, пусть, чем бы дитя не тешилось… Но тут всё серьёзнее.

Святая Русь (с) (именно так!), осознавая свою геополитическую роль (да, никак не меньше), спасла Европу (!) от иудейского нашествия (ужас-то какой) и окончательно решила еврейский вопрос в регионе (молодцы какие). И это не шутка, это доктрина. «Бей хазар — спасай Россию!»

Скорее всего, Святослав Игоревич и дружина евойная даже не догадывались, какое исторически важное дело они совершили. Мы тоже не будем делать выводы — оставим их на совести пытливых читателей. Продемонстрируем лишь оригинальный эскиз памятника, который с 2005 года украшает село Холки, что в Белгородской области Российской Федерации:

И процитируем «классика»:

«

Пока не вникнет Россиянин,
Что враг ему не царь, не барин,
Не вор и не аристократ,
Не зарубежный попечитель,
Не дымный город, не село,
А сионистское мурло.
...»

Это «Руслан и Людмила».

Нет, не авторства Александра Сергеевича. Нет и нет.

Но.

Проблема как-раз в том, что для обывателя, оказывается, этот вариант предпочтительнее оригинала и цитируют его значительно чаще. И тут, не считая, того, что Александр Сергеевич «наше всё», согласно этому тексту несмотря на африканское происхождение, был махровым антисемитом, отметим, что тогда (как, впрочем, и сейчас) в России это было модно. Более того — на 1/6 (а теперь на 1/8) поиск виноватого в собственных бедах — это национальный вид спорта, популярнее, чем футбол. И в большинстве случаев этими виноватыми оказываются евреи. Почему евреи? А это уже национальный вопрос, поиск ответа на который национальным видом спорта не является...

comments powered by HyperComments