«Кто проживает на дне морском»: Город погибших кораблей

Игорь Астахов  |  Пятница, 31 января 2020, 16:20
Севастополь… Сакральный, легендарный и героический... Город русских моряков... Город русской славы... И кладбище русского флота! Пожалуй, ни один флот мира и ни одна военно-морская база не может похвастаться таким «местом последнего упокоения» кораблей, которое «украшает» дно Севастопольской гавани.
«Кто проживает на дне морском»: Город погибших кораблей

С чего же начать? Ну, прежде всего — с исследования «места преступления». Помимо Севастополя, лишь две военно-морские базы могут «похвастаться дном, усеянным кораблями». Это Перл-Харбор, главная база Тихоокеанского флота US Navy, и Скапа-Флоу, главная база британского Гранд Флит времён Первой Мировой войны. В первом случае это произошло воскресным утром 7 декабря 1941 года, когда Японский Императорский флот «вероломно и без объявления войны» отправил на дно Жемчужной гавани почти весь американский флот, находящийся там. Британская история немного иная – после заключения перемирия с немцами весь германский Флот Открытого Моря был интернирован и находился в Скапа-Флоу. И 21 июня 1919 года по приказу немецкого вице-адмирала Людвига фон Ройтера экипажи кораблей открыли кингстоны, и вся эскадра обрела «последний причал» на дне сурового Северного моря.

Но Севастополь, «священный город» (если перевести с греческого), далеко обогнал и американцев, и британцев, и по праву увенчан пальмой первенства в состязании «украшательства своего дна». Можно сказать, «аналогов нет»(с).

Три войны – Крымская, Первая и Вторая Мировые, а также Гражданская и Холодная войны и, наконец, аншлюс Крыма Российской Федерацией – каждое из этих событий «отметилось» кораблями на дне бухт и рейдов Севастополя.

Есть такой анекдот:

«Купила компания Мерседес завод АвтоВАЗ.

Наладили производство, запустили конвейер … Бац! А на выходе … Жигули!
Меняют оборудование, ставят новое – немецкое, запускают … Бац! А на выходе снова … Жигули!
Всех увольняют, привозят персонал из Германии, снова запускают … И на выходе вновь … Жигули!
А около завода холм, на нём бывшие главный инженер и директор завода … Смотрят на всё это и инженер директору говорит:
- А я тебе говорил – место проклятое!!! А ты всё "руки не оттуда, руки не оттуда"»

Так вот – возможно, место проклятое?


Севастополь. Вид на Южную бухту. XIX век.

Теперь, собственно, поговорим о самом «преступлении». И, как в классическом детективе, определим три основополагающих фактора любого убийства – орудие, мотив и возможность. Но мы не будем рассматривать гибель «Березани» в 1798,«Иосифа» в 1804 и «Надежды» в 1826, возможно, первыми «украсивших» девственное дно гавани Севастополя – плохая погода, плохой лоцман, «плохая» мель – с кем не бывает. А начнём сразу с Крымской войны 1853—1856 годов и начнём с мажорной ноты…


Иван Айвазовский «Синопская битва»

Синопское сражение… Славное и одновременно немного печальное событие для российского военно-морского флота. Ибо чуть более 166 лет назад, 30 ноября (или 18 ноября, если вы предпочитаете юлианский календарь) 1853 года Черноморская эскадра под командованием вице-адмирала Павла Нахимова разгромила в бухте Синопа эскадру Оттоманской Порты турецкого вице-адмирала Осман-паши. И это была последняя крупная победа флота российского, своего рода «лебединая песня», так как после этого чем-либо подобным «флот андреевского флага» похвалиться не мог – если, конечно, не считать «великой» победы российского флота над «могучей» эскадрой флота украинского в составе двух малых артиллерийских катеров и буксира, случившейся около Керченского моста 25 ноября 2018 года.

К слову, в одной из предыдущих статей (о «подвиге» крейсера Варяг) мы упоминали о «подвиге» фрегата «Рафаил» – 11 мая 1829 года фрегат в виду превосходящей турецкой эскадры спустил флаг без боя, что прямо противоречит Морскому Уставу. «Рафаил» был переименован турками в «Фазли-Аллах», а Николай I Высочайшим указом повелел его сжечь. К середине XIX века корабль благополучно сгнил, однако в состав османского флота был введён новый, того же имени. Флагман Нахимова – «Императрица Мария» – уничтожил оного в ходе сражения, о чём адмирал прямо и доложил:

«Воля Вашего Императорского Величества исполнена— фрегат «Рафаил» не существует. »

Бытует мнение, что Синопская резня («Massacre of Sinope», так это называли англичане) была почти классической «Veni, vidi, vici» - то есть «Пришёл, увидел, победил». Это не совсем так, вернее – совсем не так.

Да – русские не потеряли ни одного корабля при потерях экипажа в 37 убитых и 235 раненых, турки же потеряли 2700 моряков и солдат гарнизона, 520 раненых, корабельные же потери – 7 фрегатов, 3 корвета, пароход, 4 мелких судна плюс 4 береговых батареи, лишь пароходофрегат «Таиф» смог уйти в Стамбул.

Нет – российские линейные корабли получили столь сильные повреждения от османских книппелей и ядер, что возвращение в Севастополь было для них тяжким испытанием, а три из них даже пришлось взять на буксир – разрушенный рангоут не позволял ставить паруса. Фортуна была благосклонна к русским и весь путь домой стояла хорошая погода, что, кстати, нетипично для этого времени года. Но затем богиня отвернула свой лик…

Кстати, взятый в плен Осман-паша до 1856 года проживал в Одессе, по окончании Крымской войны получил свободу и вернулся на родину.


Иван Айвазовский «Ночь после Синопской битвы»

Поражение турок при Синопе заставило западные державы активно вмешаться в конфликт. 28 марта 1854 года Британия, а затем 8 апреля того же года Франция объявляют войну Российской империи. И союзный флот входит в Чёрное море - 34 линейных корабля и парохода, 55 фрегатов и около 300 транспортов и иных военных судов. В составе российского Черноморского флота на тот момент было лишь 45 боевых кораблей, из них только 11 колёсных пароходов и ни одного винтового.
Мы не будем описывать ход Крымской войны и осаду Севастополя – заметим лишь, что мажор для русского флота был уже отыгран и наступило время для минора.


Иван Айвазовский «Смотр Черноморского флота в 1849 году»

До-минор «был сыгран» в период с 10 по 16 сентября 1854 года, когда поперёк Севастопольской бухты затопили линейные корабли «Три Святителя» и «Силистрия» - участники Синопской битвы, «Варна», «Селафаил», «Уриил», и два фрегата - «Сизополь» и «Флора». Таким образом, было создано искусственное заграждение для препятствования проникновению неприятеля в бухту.

Ре-минор «прозвучал» в конце зимы 1855 года. Вначале в ночь с 12 на 13 февраля по приказу Нахимова были затоплены линкоры «Двенадцать Апостолов», «Святослав» и «Ростислав», фрегаты «Кагул» и «Мессемврия», а затем 16 февраля — фрегат «Мидия».
И, наконец, Ми-минор «сыграли» в августе того же года. 27-28 августа на дно ушли герои Синопа – 84-пушечный флагман Нахимова «Императрица Мария» и 120-пушечный флагман контр-адмирала Новосильского «Париж». За ними последовали линейные корабли «Великий князь Константин», «Храбрый», «Ягудиил» и «Чесма», фрегат «Кулевчи» и пароходофрегат «Владимир». В тот же день «последний приют на дне» обрели и более мелкие корабли флота – бриги и шхуны. А 30 августа прозвучал последний аккорд – на дно ушли все оставшиеся пароходофрегаты, пароходы и прочие плавсредства.


Иван Владимиров «Затопление кораблей Черноморского флота на Севастопольском рейде»

Всего в бухтах Севастополя было затоплено, в том числе, 15 линейных кораблей, 7 фрегатов, 4 корвета, 8 бригов, 6 пароходофрегатов и 12 пароходов – в сумме более 90 кораблей и судов российского флота. Практически российский Черноморский парусный флот перестал существовать (да и непарусный - тоже).

Однако 14 ноября 1854 года Фортуна ещё раз явила свой лик русским – возможно, в последний раз. Хотя считать ли это удачей – тот ещё вопрос. Ибо в этот день разразилась сильнейшая буря, каких давно не было на Чёрном море. И всего за один день море «забрало» более 60 кораблей и судов. Но более всего пострадала союзная эскадра. На скалах перед входом в Балаклавскую бухту разбились американские транспорты «Прогресс», «Вандерер» и «Кенилвот». Их судьбу повторили британские «Резолют», «Рип ван Винкль», «Панола», «Вайлд Вэйв», «Пелтома», «Мальтес». В щепки был разбит и один из лучших кораблей Ройал Неви – винтовой параходофрегат «Принс», унеся с собой на дно около 150 человек экипажа. И «ухмылка истории» в том, что на борту «Принса» находился водолазный аппарат, предназначенный для взрыва затопленных на Севастопольском рейде российских кораблей…


Иван Айвазовский «Тонущий корабль». 1854 год

Парижский мирный договор от 30 марта 1856 года не позволял России иметь военный флот на Чёрном море – объявлялась демилитаризация – и Россия, и Османская империя должны были ликвидировать все свои крепости на его берегах. Однако уже в октябре 1870 года, после разгрома Франции в войне с Пруссией и низложения императора Наполеона III, Россия денонсировала положения Парижского трактата и вновь начала строить Черноморский флот – практически с нуля. Затем была Русско-турецкая война 1877-1878 годов, но, к счастью, новых жертв дно Севастопольской гавани не получило и продолжало прятать под илом останки парусных кораблей эскадры Нахимова. Но пришёл век XX, а с ним пришли и новые катастрофы…


Подводная лодка «Камбала» – братская могила экипажа, лодка на ходу (на заднем плане утопивший её «Ростислав»), поднятая со дна носовая часть.

29 мая 1909 года проводились учения Черноморского флота. Подводная лодка немецкой постройки «Камбала» осуществляла на рейде Севастополя учебную атаку броненосной эскадры, шедшей из Евпатории. Однако учения закончились самым трагическим образом – могучий нос эскадренного броненосца «Ростислав» разрезал лодку пополам и 20 человек экипажа ушли на дно вместе со своим кораблём. Единственным выжившим оказался командовавший лодкой лейтенант Аквилонов – его смыло с мостика в момент столкновения, впоследствии именно он и был обвинён в столкновении и заключён в крепость. Носовая часть подлодки с четырнадцатью телами подводников была поднята водолазами. Впоследствии 12 из них похоронили в братской могиле на Карантинном кладбище в Севастополе. На их могиле стоит памятник, часть которого была изготовлена из боевой рубки «Камбалы».

«Я список кораблей прочёл до середины» - но так у Мандельштама. Мы же дойдём до конца списка, тем более, что впереди была Первая Мировая война, а с ней — и новые жертвы на дне гавани Севастополя.


Линкор Императрица Мария. 7 сентября 1916 года. 6 минут после взрыва

7 сентября 1916 года, в 6.15 утра, жители Севастополя и экипажи кораблей, стоящих в гавани, услышали громоподобный звук мощного взрыва. Над носовой частью флагмана Черноморского флота – новейшего дредноута «Императрица Мария» – вырос зловещий столб чёрного дыма. Огонь перекинулся на надстройки и вскоре пылал весь корабль. Серия новых взрывов, охваченные огнём люди… Командующий флотом вице-адмирал Александр Колчак лично руководил спасением корабля, но его присутствие уже ничем не могло помочь... Ещё один мощный взрыв – и агонизирующий линкор, перевернувшись вверх килем, ушёл на дно. Трагедия длилась менее часа.


Серия рисунков очевидца взрыва. Видны все этапы гибели линкора.

Вместе с кораблём погибло 152 члена экипажа – так, во всяком случае, указано в официальных документах. Ещё 64 человека умерло вскоре после катастрофы – от ранений и ожогов. Всего же жертв взрыва было более 300 человек, многие остались калеками.
И если уж мы говорим о факторах «убийства» – комиссия, прибывшая из Санкт-Петербурга, так и не определила «орудие». Самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнём или же злой умысел – доподлинно неизвестно. Есть множество конспирологических версий, самая убедительная из которых – диверсия германской военной разведки. Однако количество доказательств прямо противоположно количеству гипотез о причинах гибели. И темная история гибели «Императрицы Марии» словно бы канула в Лету…
Но впереди была Гражданская война, принесшая на севастопольское дно очередные «украшения».


Подводные лодки Российского Императорского флота. Бухта Севастополя. 1918 год. © Фото из архива Валерия Захара

3 марта 1918 года правительством Ленина и Центральными державами был подписан Брест-Литовский мир, согласно которому Советская Россия выходила из Первой мировой войны. У Германии были свои виды на Крым — она собиралась им овладеть в соответствии с тайным договором, заключенным с Австро-Венгерской Империей. И 18 апреля германские войска начали вторжение на полуостров.

А 29 апреля произошло крайне знаменательное событие. Контр-адмирал Михаил Павлович Саблин, уже командовавший Черноморским флотом, вновь возглавил его. И над штабным кораблём эскадры, эскадренным броненосцем «Георгий Победоносец», был поднят флаг Украинской Народной Республики. Так зародился украинский флот.


Военно-морской флаг Украинской Народной Республики

Однако не все экипажи согласились сменить Андреевский флаг на бликитно-жовтий Тризуб. Корабли, верные Советскому правительству, ушли в Новороссийск и удел большинства из них печален – они были затоплены в Цемесской бухте 18 июня того же года. Часть же кораблей вернулась в Севастополь и была захвачена немецкими войсками.

После поражения Германии в Первой Мировой войне Севастополь заняли войска Антанты, затем город стал «красным», но ненадолго – летом 1919 года он был занят войсками «белых». Но в ноябре 1920 года «красные» вернулись — и в этот раз надолго.
Все эти события привели к почти полному уничтожению Черноморского флота, и фактически эскадра повторила судьбу парусного флота в Крымской войне.


Юрий Сорокин. «Броненосцы Евстафий, Иоанн Златоуст и Пантелеймон на Черном море»

В апреле 1919 года войска Антанты, покидая полуостров сделали всё, чтобы корабли, стоящие в бухтах Севастополя не достались «красным». На старых броненосцах, в числе которых были «Ростислав», «Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Пантелеймон», орудия были приведены в негодность, а машины – взорваны. С подплавом поступили ещё печальнее - все 11 подводных лодок бывшего Российского Императорского флота были выведены на рейд и затоплены. И Севастопольское дно получило очередные жертвы, подводный флот стал действительно подводным... С середины 20-х по середину 30-х годов Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) подняла 7 из них. Но «Гагара», «Нарвал», «Кашалот» и «Скат» всё ещё там, на «кладбище» севастопольского рейда, на глубине 70 метров.

А осенью 1920 года при эвакуации из Крыма Русской армии генерала Врангеля все оставшиеся боеспособные корабли были уведены сначала в турецкий Константинополь, а затем - в тунисскую Бизерту, где эскадра «благополучно» проржавела, сгнила и была разделана на металл.

Мы же, подобно Вергилию и Данте, проследуем дальше, на следующий круг.


Гибель буксира СП-12 у Севастополя 22 июня 1941 года

22 июня 1941 года Германия напала на СССР, вероломно, но с объявлением войны (посол Рейха Шуленбург вручил Молотову ноту об начале боевых действий, а через несколько минут немецкие самолёты уже бомбили Советский Союз). С этого момента принято вести отсчёт Великой Отечественной войны. Правда, Германия её именовала Немецко-советской, а в западных странах её называли не иначе как Восточный фронт Второй Мировой войны.

Но, как бы её не называли, факт остаётся фактом – Германия напала на Страну Советов и тем самым перевела оную из разряда страны-агрессора (вспомним Польский поход, Советско-финскую войну, Присоединение Прибалтики к СССР и Бессарабскую кампанию) в страну-жертву агрессии.

И в первый же день войны на немецкой донной мине подорвался буксир Черноморского флота СП-12. Первая жертва «богу севастопольского дна» в этой войне, но далеко не последняя.


Последнее «прижизненное» фото крейсера «Червона Украина»

Лёгкий крейсер «Червона Украина». Можно сказать – первенец советского военного кораблестроения, ибо заложенный ещё во времена Российской Империи под именем «Адмирал Нахимов», в строй он вошёл уже в Стране Советов. И при обороне Севастополя он первым из кораблей открыл огонь по наступающим немецким войскам 8 ноября 1941 года. А уже 12 ноября немецкая авиация атаковала стоящий в Графской гавани крейсер, две бомбы серьёзно повредили корабль, при этом погибло 70 членов экипажа. На следующий день еле державшуюся на плаву «Червону Украину» отбуксировали в Южную гавань, однако все попытки спасти крейсер не увенчались успехом – корабль затонул.

Всего за годы войны Черноморский флот потерял 212 боевых единиц. И многие из них «нашли последний причал» в Севастополе, в его бухтах и на рейде. Авиационные бомбы, мины, артиллерийский огонь – причины различны. Эсминцы «Дзержинский», «Быстрый», «Свободный», «Совершенный», подводные лодки А-1, Д-6, минзаг «Добо», пароход «Георгий Димитров», госпитальное судно «Грузия», санитарный транспорт «Абхазия», тральщик Т-413, несколько охотников за подводными лодками, сторожевых и торпедных катеров – все они там, на дне.


Затонувшая «Червона Украина»

Но история будет неполной, если мы укажем лишь советские корабли. Немецкий и румынский флоты не минула чаша сия.

И «последней жертвой войны» стал румынский лихтер «Бессарабия», шедший в составе немецкого конвоя, который был потоплен 9 мая 1944 года, в день освобождения Севастополя. И он всё ещё там, в самом центре Северной бухты…

Дальше… Дальше были «мирные» годы Холодной войны. И год 1955. И дежавю – Севастопольский рейд, огромный линкор – флагман флота и таинственный взрыв. Как в 1916 году.

В ночь на 29 октября 1955 года на рейде Севастополя прогремел страшный взрыв, разбудивший город. Без малого двухсотметровый флагман Черноморского флота, линкор «Новороссийск», буквально подбросило, как щепку. 26 тысяч тонн корабля взлетело на воздух, а часть бака как-будто испарилась. Эта была крупнейшая катастрофа военно-морского флота СССР и она обошлась в 619 человеческих жизней.

Многие из 1576 членов экипажа линкора в тот вечер, благо, были на берегу. Но запертых в отсеках моряков ждала страшная судьба – после полного затопления корабля ещё двое суток шла борьба за их жизни – и двое суток стук людей, заживо погребённых под всего несколькими метрами воды и толстым слоем брони, которая должна была их спасти, а не убить – и горькая, нестерпимая беспомощность и безысходность тех, кто пытался их спасти…

Как и в случае с «Императрицей Марией», была создана комиссия, целью которой было выяснить причину катастрофы. Но, в отличие от 1916 года, вероятных причин было на одну больше. Помимо самовозгорания, халатности и злого умысла (то есть – диверсии), добавилась ещё одна – невытраленная мина. На сегодняшний день подрыв на мине считают практически доказанной причиной. Но тогда склонялись к тому, что это была именно диверсия. Во-первых, времена были такие – «в кольце врагов». А во-вторых, большую часть жизни «Новороссийск» носил иное имя - «Джулио Чезаре». Построенный в Генуе в 1914 году, дредноут верой и правдой служил итальянскому флоту, благополучно пережил и Первую, и Вторую Мировую войны и в 1948 году был передан СССР, в счёт репараций. Соответственно, считалось вполне вероятным, что взрыв был организован итальянскими диверсантами из бывшей Xª MAS – штурмовой флотилии «чёрного князя» Валерио Боргезе. Но даже и в день сегодняшний не утихают споры о причинах гибели линкора и есть горячие головы, на полном серьёзе желающие судиться с Италией по поводу возмещения ущерба жизни и здоровью…


Плавдок ПД-16 и подводная лодка
Б-380 — пока ещё на плаву

И вот мы плавно пришли к этому дню сегодняшнему. И настало время собирать камни (или считать корабли). Характерно, можно даже сказать – знаково, что с декабря 1991 года (когда большая часть севастопольцев проголосовала за независимость Украины) по февраль 2014 года (когда фактически начался гибридный аншлюс Крыма Российской Федерацией) – «бог севастопольского дна» спал.

Но с наступлением эпохи «камней с неба» он проснулся — и получил очередные жертвы.

В ночь с 14 на 15 декабря 2019 года в Южной бухте Севастополя большой плавучий док ПД-16 перестал быть плавучим, а находящаяся в нём подводная лодка Б-380 стала ещё более подводной. Док, конечно, подняли, лодка всплыла сама (правда — боком), но — факт остаётся фактом.

Более того, новые хозяева (или считающие себя таковыми) внесли ноу-хау в многовековой концепт города погибших кораблей. Ибо помимо подводного кладбища появилось и надводное. И речь об украинских кораблях, захваченных достойными наследниками Золотой Орды. Деревянные корабли имеют свойство гнить, металлические — ржаветь. Если их не обслуживать должным образом. И почти 6 лет украинские корабли ржавеют в гавани Севастополя, фактически превратившись в кладбище. И ещё одно ноу-хау — российские специалисты не придумали ничего лучшего, как ПРИВАРИТЬ корабли, чтобы они не тонули. Речь, в частности, идёт об многострадальной подлодке «Запорожье», которая и до этого была больше подводной, чем надводной, а теперь только сварка удерживает её от встречи с дном бухты Севастополя.

Что тут можно сказать? Это не совпадение, не мистика, и, тем более, не сакральность. Видимо, у «бога севастопольского дна» идиосинкразия на великоимперские амбиции. И «русский дух», равно как и «русский мир», вызывают у него стойкую аллергию.

Уверен, нет, скорее — знаю наверняка, что когда над Севастополем будет вновь развеваться блакитно-жовтий прапор - жертвоприношение божеству севастопольского дна вновь прекратится.

Всё будет Украина!

comments powered by HyperComments