Что общего между «Титаником» Джеймса Камерона и «Дюнкерком» Кристофера Нолана?
Часто бывает, что человек родился не в своё время. Если бы Чарльз родился лет на 200 раньше — быть бы ему пиратом, или великим мореплавателем, открывателем новых земель. Но он родился на излёте девятнадцатого века и век двадцатый встретил уже взрослым, со всеми его войнами и социальными потрясения. Ему пришлось испытать многое, и многое из этого многого было связано с морем.
Доусон из фильма "Дюнкерк"
Таких людей обычно называют морскими волками. Однако Лайтоллер не был волком, кем-то из семейства собачьих — вот да.
С одной стороны — уж очень много происшествий и катастроф было связано с ним. Так что, возможно, он был морской песец. Во всех смыслах этого слова.
С другой стороны — во всех морских «ДТП» не было его вины и он всегда спасал людей. Так что морской сенбернар ему больше подойдёт. Ну, или морской бурундук, этакий Чип и Дэйл в одном лице.
Старший помощник Чарльз Лайтоллер - в фильме "Титаник"
А начиналось всё прозаично…
Его отец отправился в Новую Зеландию за длинным фунтом стерлингов, а лишившегося матери ещё в раннем детстве Чарли определил работать на фабрику, и это в неполные 13 лет. Но карьера пролетариата была явно не по душе мальчику и при первой же возможности он завербовался юнгой на парусный корабль.
Взбираясь всё выше и выше по вантам и карьерной лестнице, к 21 году он получил диплом помощника капитана, попутно совершив за это время несколько кругосветных путешествий, побывал в кораблекрушении, тушил пожар в открытом море, пережил сильнейший циклон - в общем, развлекался, как мог.
После этого он немножко поболел малярией, съездил поискать золото на Клондайке, там разбогател и тут же разорился, зайцем в товарном вагоне приехал в Канаду, поработал там ковбоем, чтоб заработать на билет в Англию, и наконец, вернулся на флот.
Чарльз Лайтоллер в молодости
Его тяга к розыгрышам особенно запомнилась австралийцам, в ту пору, когда он уже служил на паровом флоте.
В это время как-раз шла англо-бурская война, а австралийцы воспринимали всё очень-очень серьёзно и ответственно. Чересчур ответственно.
Как будто буры не в Африке, а вот тут, прямо за холмом затаились. Лайтойллер эти настроения уловил и у него зачесались руки. Он, «по совету друзей», ночью забрался в местный форт, прицепил на громоотвод бурский флаг!, набил в пушку пороха и всякого мусора и поджёг фитиль длиной метров 15.
И отправился преспокойненько на судно. А тут раннее утро и фитиль… догорел. Каааак рванёт!
Ба-бах! Облако дыма, половину Сиднея какой-то хренью засыпало, на форту бурский флаг!
В городе паника! Народ офигел - буры десант высадили! В общем, успокоились, но меры приняли и оборону усилили. Кто этих буров знает, что они придумают в другой раз?
Чарли сразу признался, что это он тот самый бурский шпиён, но, кроме взыскания и возмещения ущерба (кстати, небольшого) — последствий не последовало, извините за тавтологию. Английский юмор — он такой!
А дальше…
Дальше был «Титаник».
Чарльз был назначен вторым помощником капитана и на борту «Титаника» отправился в его первый и последний рейс. И тут открылась уникальная способность Лайта - стоило ему заснуть, как случалась какая-нибудь катастрофа и едва проснувшийся Чарльз бросался всех спасать.
15 апреля 1912 года "Зима близко" в лице безымянного айсберга внесла непоправимые коррективы в экстерьер судна. А Чарльз как-раз спал после вахты.
Что сделал едва проснувшийся Чарльз? Правильно - спасал людей.
Капитан отдал приказ: «Сначала женщины и дети», Лайтоллер услышал, как «ТОЛЬКО женщины и дети», поэтому в шлюпки мужчин не пускал, в крайнем случае — только на вёсла.
Когда «Титаник» стал быстро уходить под воду, Чарльз спрыгнул за борт и под музыку Юрия Лозы стал собирать на свой маленький плот всех, кого мог. Когда же подоспела помощь и «Карпатия» приняла на борт всех спасшихся, Лайт подымался последним, самым последним.
После такого многие бы завязали с морской романтикой, но не Чарли, ведь в его артериях вместо крови бурлила морская вода.
Когда началась Первая Мировая война — Чарльз служил на «Океанике». Его корабль переоборудовали во вспомогательный крейсер и отправили патрулировать воды Шетлендов.
Но Север помнил и «Океанике» сел на мель.
Естественно, Лайт в это время спал.
Что сделал едва проснувшийся Чарльз? Правильно - спасал людей.
Затем была «Кампания» и полёт на корабельном самолёте, миноносец и успешная атака дирижабля, наградной крест и, наконец, назначение командиром на эсминец «Фэлкон» (HMS Falcon). Год командовал - всё нормально, но стоило ему после вахты пойти спать — эсминец столкнулся с траулером, опять эвакуация!
Что сделал едва проснувшийся Чарльз? Правильно - спасал людей.
Затем был эсминец «Гэрри» (HMS Garry). Вероятно, Лайтоллер был настолько суров, что его эсминцу не выдавали снаряды и торпеды. Иначе как объяснить тот факт, что немецкую подлодку он попросту протаранил. Хотя на самом деле таран был обычной практикой - таким образом подводную лодку потопил даже линкор «Дредноут». Правда, при этом нос эсминца сильно пострадал, и Чарльз попросил Адмиралтейство прислать буксир. Те отказались, предложив эсминцу идти домой своим ходом. Что делает Лайтоллер? Правильно, разворачивает корабль на 180º и идёт в порт кормой вперёд. На фоне его послужного списка - это же просто весёлая прогулка.
Когда Первая Мировая окончилась — Лайтоллер попытался вернуться на гражданский флот. Но в то время морские компании избавлялись от всех, причастных к судьбе «Титаника».
И морской бурундук оказался на суше.
На берегу он долго не мог найти себя. Пытался играть на бирже, торговать недвижимостью, разводить цыплят, воспитал пятерых детей, даже написал автобиографию «Титаник» и другие корабли». Но все это было не то. Лайтоллер чувствовал себя чужим на суше. Шанс снова проявить себя на море представился ему в 1940 году, когда британские войска эвакуировались из Дюнкерка.
Чарльз Лайтоллер
Правительство и лично Черчилль тогда попросило всех, у кого есть корабли, помочь вернуть «мальчиков» на родину. И 66-летний Чарльз, уже больше похожий на моржа, чем на бурундука, конечно же, откликнулся на призыв. 1 июня на своей яхте «Сандауэр» он вместе со своим младшим сыном Роджером вышел в море, добрался до Дюнкерка и вывез оттуда 130 солдат. Хотя на яхте формально помещался лишь 21 человек!
В свою удачу верили далеко не все, когда Лайт размещал их на своем суденышке в Дюнкерке. Один из них подозвал его сына и шепотом спросил его: «А твой отец вообще-то нормально разбирается в морском деле? Он же совсем старик, и кораблик что-то не ахти Не потонем?».
Роджер вспылил: «Да вы знаете, какие корабли он водил!».
И тут выпалил первое пришедшее ему в голову название. После этого с воякой случилась истерика. И неудивительно, поскольку прозвучало самое зловещее наименование судна из всех, какие возможно было услышать в данной ситуации, — «Титаник».
Но другой солдат сказал трусишке: «Ты дурак? Он выжил на «Титанике», тем более выживет и сейчас!». Так и случилось – Чарльз опять всех спас.
Как вы понимаете, весь рейс Чарльз не ложился спать, так, на всякий случай.
Умер он так же, как жил. 8 декабря 1952 года в Лондоне случился Великий Смог, унесший 12 000 человек. Проснувшийся Чарльз спасал свою семью, соседей, но себя спасти не смог.
Вот такой вышел печальный каламбур...