Одесса и Первая мировая война

Александр Вельможко  |  Воскресенье, 11 ноября 2018, 21:30
Ровно сто лет назад завершилась Первая мировая война. И хотя линия фронта через Одессу не проходила, город оказался в контексте Великой войны. Что же здесь происходило? Попробую тезисно обозначить основные события столетней давности.
Одесса и Первая мировая война

Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года - когда в знаменитом салон-вагоне главнокомандующего французской армии и всеми войсками Антанты на Западном фронте маршала Фоша в Компьенском лесу подписали перемирие. Мировая, она же Великая война уже через пару десятков лет стала Первой мировой - так как заложила предпосылки Второй мировой войны. Одесса оказалась неразрывно связана с событиями Великой войны, хотя непосредственно ее боевые действия и линия фронта обошли стороной. На заглавном фото изображены знаменитые Сабанские казармы в 1916 году.

Итак, Одесса в начале ХХ века была одним из важнейших морских портов на юге Российской империи. И хотя как главный порт по вывозу зерна на Черном море Одесса понемногу уступала позиции Николаеву, тем не менее, это был крупнейший порт и четвертый по количеству населения город в самом большом по площади государстве мира.

Начало Первой мировой войны в августе 1914 года немедленно отразилось на Одессе, хотя Черное море еще несколько месяцев оставалось мирным. Дело в том, что Османская империя немедленно перекрыла проливы Босфор и Дарданеллы для российской торговли. А оттоманский флот пополнился двумя современными немецкими боевыми кораблями - линейным крейсером "Гебен" и легким крейсером "Бреслау", которые были фиктивно проданы Турции под названиями "Явуз Султан Селим" и "Мидилли". Оба корабля сохранили немецкие команды, а командир маленькой эскадры контр-адмирал Вильгельм Сушон стал командовать турецким флотом. В Одессе стояло несколько десятков пароходов под флагами России, Франции, Великобритании и других стран, которым было некуда идти. Международная морская торговля Российской империи рухнула. 


 

Турецкая атака

29 октября 1914 года Османская империя таки вступила в войну - на стороне Германии. И в этом была немалая "заслуга" того самого Сушона. Адмирал фактически поставил весь мир перед фактом - соединенный германо-турецкий флот одновременно совершил нападения сразу на несколько российских портов на Черном море. Досталось и Одессе - два турецких миноносца, "Муавенет" и "Гайрет" ночью подошли к рейду одесского порта, торпедировали старую канонерскую лодку "Донец" и выпустили несколько снарядов по городу. 

Вот как обстояли события. В половине третьего ночи 29 октября 1914 года на наблюдательном посту на мысе Большой Фонтан обнаружили огни в море, но приняли их за вышедшие вечером из порта каботажные торговые суда. Примерно через час из-за Воронцовского маяка показались силуэты двух небольших кораблей. Лишь когда они уже вошли в гавань, их опознали как миноносцы и пробили тревогу. Но опоздали - миноносец "Гайрет" выпустил торпеду по канонерской лодке "Донец", одному из двух русских военных кораблей в Одессе. "Донец" затонул очень быстро, на нем погибло 30 моряков. Памятник им установлен на 2-м Христианском кладбище.

Затем турецкие миноносцы, предусмотрительно погасив огни, двинулись дальше вглубь порта, пытаясь найти транспорт "Бештау" с грузом мин на борту. Если бы в него, или в одну из барж со снарядами для фронта в Сербии, попал снаряд, последствия для города были бы катастрофические. Тем временем по миноносцам открыла огонь канонерка "Кубанец". Несколько малокалиберных снарядов попали в турецкие миноносцы. "Бештау" повезло: на помощь морякам с тонущего "Донца" направился один из портовых катеров, и столкнулся с миноносцем "Муавенет". Турки приняли это случайное столкновение за попытку абордажа, забросали катер гранатами и поспешили уйти из порта. С внешнего рейда миноносцы несколько минут обстреливали город из своих 88-мм орудий. Снарядами были повреждены несколько транспортных судов, сахарный завод на Пересыпи, нефтяной резервуар в Нефтегавани, трамвайная остановка на Приморской улице.


 

Несостоявшийся обстрел Одессы

После турецкой атаки на Черном море сложилась своеобразная обстановка. Линейный крейсер "Гебен" значительно превосходил линейные силы русского флота, состоявшие из пяти устаревших эскадренных броненосцев, в скорости, но уступал этой эскадре по артиллерийской мощи. Это проявилось во время боев у мыса Сарыч в конце 1914 года и у Босфора в мае 1915-го. Однако, турки владели, за счет скорости, стратегической инициативой. 

Так у Сушона и фактического диктатора Османской империи Энвер-паши родился план обстрела Одессы. Два устаревших турецких легких крейсера, "Гамидие" и "Меджидие" в сопровождении четырех миноносцев, приспособленных для траления мин, должны были обстрелять одесский порт и потопить как можно больше стоявших в нем судов. Таким образом турки надеялись сорвать возможные планы России по высадке морского десанта в окрестностях Стамбула. Этим отрядом командовал немецкий капитан крейсера "Гамидие" корветтен-капитан Бюксель. Под Севастополем их прикрывали быстроходные "Гебен"и "Бреслау".

Однако, все для турок пошло не так. Вышедший 1 апреля в море отряд Бюкселя в ночь на 3 апреля подошел к Одессе. Рано утром 3 апреля шедшие впереди миноносцы заметили берег. Оказалось, что ночью отряд сбился с курса и подошел к берегу миль на 15 восточнее Одессы - примерно около Аджалыкского лимана. Бюксель приказал свернуть прямо к Одессе. Впереди шли две пары миноносцев: "Ташос" и "Самсун", "Муавенет" и "Ядигар", замыкали строй "Меджидие" и "Гамидие". В 6 утра турки увидели освещенную восходящим солнцем Одессу. 

В этот момент в 15 милях к западу-северо-западу от Воронцовского маяка под левым бортом крейсера "Меджидие" раздался мощный взрыв мины. Крейсер начал быстро погружаться носом, одновременно кренясь на левый борт. Командир успел посадить "Меджидие" на мель. Значительные разрушения привели к быстрому затоплению котельных отделений, а помпы и все усилия экипажа оказались бесполезными - корабль сел на дно, его нос и верхняя палуба оказались под водой. Хотя место было мелким, и и надстройки крейсера остались на поверхности. Турки уничтожили документы, разбили радиостанцию, выбросили в море затворы орудий и покинули корабль - людей приняли на борт миноносцы. В 7:20 по приказу Бюкселя миноносец "Ядигар" выпустил в затонувший крейсер "Меджидие" торпеду. После ее взрыва корабль погрузился полностью - над водой остались трубы, мачты, надстройки и орудия.


Затонувший у берегов Одессы "Меджидие", 1915 год

На этом турецкая операция закончилась. Но не для крейсера "Меджидие". 8 июня крейсер подняли и привели в Одессу для предварительного ремонта в сухом доке. После этого внезапный трофей капитально модернизировали и перевооружили в Николаеве и ввели в состав русского флота под названием "Прут". В 1916-1917 гг. "Прут" даже принял участие в нескольких походах против Османской империи, сопровождая транспорты и обстреливая турецкое побережье. Потом, в 1918 году крейсер забрали себе обратно турки, вернули прежнее название. Корабль оказался "долгожителем" - несмотря на полную устарелость, он служил до конца 1940-х гг., а на металлолом его разобрали в 1952-1956 гг.


Крейсер "Прут" (бывший "Меджидие") в Одессе, 1916 год


 

Одесса - база двух фронтов

Как порт и важный железнодорожный узел, Одесса стала тыловой базой фронта на Кавказе - русские войска постепенно продвигались вдоль моря вглубь Турции, и в 1916 году взяли важный портовый город Трабзон (Трапезунд). После того, как в 1915 году вступили в строй линкоры-дредноуты "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина", русский флот начал полностью господствовать на Черном море. И поэтому Одесса стала одновременно базой для подготовки морского десанта к Стамбулу и базой для снабжения приморского фланга Кавказской армии. Русское командование стремилось "урвать кусок пирога" в случае успеха Дарданелльской операции союзников и, если что, успеть высадиться около турецкой столицы и захватить ее. Также демонстративная подготовка десанта заставляла турок держать крупные силы армии для защиты Стамбула - и таким образом Россия оказывала помощь англичанам, французам, австралийцам и новозеландцам, тысячами гибнущих на пляжах и скалах Галлиполи.


Сербские добровольцы в Одесском порту, 1916 год

Как итог, именно в Одессе стала базироваться Транспортная флотилия Черноморского флота - те самые десятки торговых судов, которым оказалось некуда идти в 1914 году. И в Одессе накопилось значительное число войск и боеприпасов. Однако, немецкое наступление 1915 года поставило крест на всех российских планах десанта в Стамбуле - войска нужны были для спасения рушащегося фронта.

Одним из трагичных эпизодов этого периода стала гибель на мине неподалеку от Одессы каботажного парохода "Меркурий".


Пароход "Меркурий" (на втором плане)

Когда в 1916 году в войну вступила Румыния, Одесса стала тыловой базой Румынского фронта генерала Щербачева и флотилии на нижнем Дунае. В Одессу же перешли румынские речные мониторы. Как тогда шутили, России в любом случае нужны были войска - либо для быстрого разгрома Румынии, либо для ее столь же быстрого спасения. Для оперативной связи даже построили паромную переправу между Овидиополем и Аккерманом. А в 1917 году проложили железную дорогу и навели понтонный железнодорожный мост через устье Днестровского лимана в Каролино-Бугазе. Правда, переправа была весьма ненадежной - по мосту перекатывали вручную по одному-два вагона, да и проработала она лишь до осенних штормов. Хотя основной линией снабжения стала железная дорога от Раздельной через Бендеры, Бессарабскую (Лейпцигскую) до дунайского порта Рени с продолжением до Галаца. 

Одесса стала крупным центром авиационной промышленности - на заводе "Анатра" массово строили военные самолеты - сначала по французским проектам, затем собственной конструкции "Анатра-Анасаль". На Стрельбищном поле выросли корпуса заводоуправления, столярного, моторного, сборочного отделений, сварочного цеха. На ул. Канатной, 33, открылось отделение завода со слесарным и штамповочным цехами, на Французском бульваре — отделение механической обработки, на улице Ольгиевской, 5 — деревообделочный цех. Авиазавод находился в 12 верстах от города. Для доставки рабочих за 1 млн 300 тысяч рублей была построена железнодорожная ветка Одесса — Завод аэропланов А. Анатра, приобретено два паровоза и нескольких пассажирских вагонов. Завод был одним из шестнадцати выпускавших самолеты в России, и при этом третьим по мощности.


 

1918 год, одна оккупация за другой

В январе 1918 года, после нескольких недель "многовластия" Украинской народной республики, совета РумЧерОда (Румынского фронта Черноморского флота и Одессы), старой городской думы и других политических сил, в Одессе на некоторое время установилась советская власть. Так называемое "январское восстание" породило к жизни самопровозглашенную "Одесскую советскую республику", которая признавала суверенитет Совдепа в Петрограде и пыталась даже печатать собственные деньги.


1918 год, парад немецких войск на Приморском бульваре

Заключение союзных отношений УНР с Германией и Брестский мир привели к тому, что большая часть территории Украины оказалась оккупированной войсками Центральных Держав - Германии и Австро-Венгрии. При этом междуречье между Дунаем, Прутом и Днестром оккупировала разгромленная Германией Румыния. Во время этой оккупации 31 августа 1918 года на окраине Одессы, в районе станции Застава-2, взорвались артиллерийские склады - и это была самая крупная техногенная катастрофа нашего города. Немецко-австрийская оккупация Одессы продолжалась с 13 марта по 26 ноября 1918 года.


Взрыв артиллерийских складов на Бугаевке

При этом с 13 марта по 30 апреля 1918 года номинально Одесса входила в состав Украинской народной республики, с 30 апреля по 26 ноября - Украинской державы гетмана Скоропадского.


Австрийский речной монитор "Бодрог" в Одессе, 1918 год

После окончательного поражения Центральных держав и перемирия 11 ноября войска Германии покинули Одессу 26 ноября. С этого дня и по 17 декабря в Одессе царило троевластие - атаман Бискупский от имени украинского правительства Симона Петлюры, польская стрелковая бригада и части русской белогвардейской Добровольческой армии генерала Ненюкова. 

С 17 декабря 1918 года начинается оккупация Одессы французскими войсками. Затем, уже в 1919 году началась чехарда: французов сменил трехдневный период двоевластия, затем второй период советской власти, еще одна белогвардейщина, и так далее. С 8 февраля 1920 года в Одессе окончательно устанавливается советская власть. и непрерывная череда военно-политических событий, начавшихся еще в августе 1914 года, завершается.

Старые фотографии: www.odessastory.info

comments powered by HyperComments