Самый сильный взрыв в Одессе: как взлетели на воздух артиллерийские склады

Александр Вельможко  |  Четвер, 16 січня 2020, 00:26
Огромные склады боеприпасов взорвались в Одессе в районе Бугаевки и станции Одесса-Застава-2. Случилось это 31 августа 1918 года.
Самый сильный взрыв в Одессе: как взлетели на воздух артиллерийские склады

31 августа 1918 года, наверное, стоит называть самой крупной техногенной катастрофой в истории Одессы. В этот день, ровно сто лет назад, взлетели на воздух крупнейшие артиллерийские склады, которые во время Первой мировой войны снабжали боеприпасами весь Румынский фронт и часть сражающейся на территории Турции русской армии. Первый взрыв прозвучал в 15:20 31 августа, после чего последовало еще множество взрывов на протяжении нескольких часов.

От взрывов, сравнимых по мощности с теми, которые сравнительно недавно были в Украине на складах в Балаклее и Калиновке, пострадало множество людей, пострадал весь город. От взрывов более 700 человек были убиты и ранены, по разным оценкам, от 4 до 20 тысяч человек остались без жилья. Были разрушены сахарный завод Бродского, химический завод, завод Раухвегера, завод Яловикова, Арпса (с бывшим дворцом Разумовского около нынешнего автовокзала на Балковской), мыловаренная фабрика и паровая мельница, а также множество жилых домов в районе Молдаванки, Бугаевки, Дальних и Ближних Мельниц и даже на Слободке.


Взрывы боеприпасов в Одессе в немецком журнале того времени

К вечеру пожары распространились в одну сторону до Дюковского парка, в другую - до Стрельбищного поля на месте нынешних Черемушек. Здесь также находились склады боеприпасов, которым угрожала опасность взрыва. Огонь перекинулся на Хлебный городок, расположенный вдоль улицы Столбовой между станциями Застава-1 и Застава-2, где уничтожил огромные запасы зерна.

Вечером 31 августа в Одессе не работал центральный телеграф, не работал телефон, с вокзала прекратили отправку всех пассажирских поездов. С 22 часов временно ввели комендатский час.


Горит завод Арпса с дворцом Разумовского

Стоит заметить, что склады боеприпасов находились, пусть и на далекой окраине, но все же в черте города. Вокруг складов на отдалении в несколько сот метров располагались жилые районы, хотя и "одноэтажного" формата.

Надо заметить, что Одесса в это время входила в состав Украинской державы гетмана Павла Скоропадского. Однако, город, как и вся остальная Украина был оккупирован войсками Германии и Австро-Венгрии. Поскольку у Германии с Советской Россией на тот момент действовал Брест-Литовский мир, то в Одессе даже было советское консульство. Хотя позже, в октябре 1918 года всех сотрудников советского консульства арестовали как раз в рамках расследования взрывов боеприпасов.

В прессе и в "органах" сразу возникло несколько достаточно убедительных версий взрыва, помимо естественного для постреволюционного бардака и разгильдяйства. С точки зрения немцев, хозяйничавших тогда в Одессе как у себя дома, виноваты были англичане - все-таки вовсю шла мировая война. С точки зрения украинских властей, виноваты были большевики - тем более, что именно они были причастны к взрыву пороховых складов в Киеве на Лысой горе за пару месяцев до этого. Совершенно очевидно, что нарушение условий хранения и недостаточная бдительность охраны лишь играли на руку террористам всех мастей. А официальное следствие под руководством прокурора Кондратьева виновных найти не смогло.

После взрывов городские власти немедленно начали бороться с последствиями: распределяли среди жителей поврежденных домов стекла, кровельные материлы, черепицу, собирали средства, а также выделили людей для расчистки завалов. Командование оккупационных австрийских войск в первые несколько дней после взрывов обеспечило питанием до двадцати тысяч человек. 


Газета "Одесские новости" сразу дала короткую сводку событий, но без конкретных цифр:

"31 августа в Одессе произошел взрыв складов со снарядами, разрушены многие здания на Бугаевке, в Слободке-Романовке, в Дальницком районе и у станции Одесса-Застава; погибло и ранено много граждан, многие остались без крова, без средств. На Бугаевской улице нет ни одного уцелевшего дома".


Вот что писала в те дни газета "Вестник Одесского земства":

"Настигли и Одессу взрывы артиллерийских складов. 31 августа, в 3 часа 20 минут произошел первый взрыв. Вслед за первым взрывом произошел второй, и потом взрывы продолжались несколько часов, по временам достигая ужасающей силы. Жители районов, прилегающих к месту взрывов, бежали к морю; кто в чем был в момент взрыва. Толпы бегущих с плачем и криком людей, звон лопающихся от напора воздуха стекол и оглушающие взрывы: такова картина, которую можно было наблюдать в Одессе.

Взрывы были на Бугаевке, на Одессе-Заставе-2. Все место взрывов было охвачено сильным пожаром. То, что уцелело от взрывов, уничтожалось огнем. Есть убитые и раненые, но число их еще неизвестно. Много домов разрушено. Убытки от взрывов и пожаров на много миллионов. Район пожаров и взрывов оцеплен австрийскими войсками. Время от времени там еще происходят взрывы, так что пройти туда еще нельзя. 

Какая причина вызвала эти взрывы, вызвавшие такой ужасный пожар и такие сильные жертвы? Возможно, злой умысел, но возможен и несчастный случай или самовозгорание снарядов. Следствие установит причину, а пока нужна помощь разорившимся людям."


Газета "Одесские новости" описывала бегство пациентов из психиатрической больницы: "Жуткую картину во время взрывов представляла психиатрическая больница, из которой некоторые в ужасе бежали."

История завершилась не сразу. Дело в том, что после взрыва снаряды разбросало по огромной территории, от Дюковского сада до Первой Заставы, 3-го христианского кладбища и т.д.. В 1924 году эту территорию очистили, но плохо, так как были убраны только боеприпасы, лежащие на поверхности. Только в 1927 году, когда на снарядах начали подрываться люди, территорию полностью разминировали.

ИСТОЧНИК: Фото: OdessaStory, Yangur.livejournal.com
comments powered by HyperComments