Энергетический (сырьевой) терроризм Армении
На прошлой неделе армия Армении, не способная остановить продвижение азербайджанской армии в Нагорном Карабахе взяла на вооружение тактику шантажа, путём обстрела городов на территории Азербайджана. Такая тактика должна, по идее, не только спровоцировать ответные действия азербайджанских военных против объектов на территории Армении, но и выполняет роль шантажа – мы будем обстреливать ваши города и сёла, пока вы будете наступать в Нагорном Карабахе.
Фактически, стандартная и в каком-то смысле ожидаемая тактика от страны, которая не способна эффективно воевать против вооруженных сил и концентрирует своё внимание на гражданских объектах. Но, от классического терроризма по гражданским объектам, Армения решила перейти к энергетическому - сырьевому.
Так, вчера армянскими вооруженными силами была предпринята попытка нанести ракетный удар по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. Попытка завершилась провалом, но нет никаких гарантий, что она не повторится, либо будет реализована в ином формате. И вот, что я имею ввиду.
На четвертый день российской агрессии против Грузии, 11.08.2008, на турецком участке нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан произошел взрыв, который был организован террористами Рабочей партии Курдистана. Тогда прокачка нефти по трубопроводу была полностью остановлена, а само “чёрное золото” взлетело в цене.
Примечательно, что в ходе “Пятидневной войны” российская авиация так же предпринимала попытки в ходе бомбовых ударов нанести повреждения трубопроводу, не единожды нанося удары по участку, где проходит Баку-Тбилиси-Джейхан.
Аналогичный террористический акт на турецком участке Баку-Тбилиси-Джейхан произошёл 25.08.2015, буквально накануне вмешательства ВС РФ в сирийский гражданский конфликт, в котором Турция поддерживает повстанческие силы. Тогда ответственность за взрыв взяли на себя так же представители террористической организации Рабочая партия Курдистана.
Нанесение повреждений важным инфраструктурным объектам это классика любого конфликта. Но одно дело, когда эти объекты связаны исключительно со страной антагонистом, а совсем другое – когда они имеют международное значение.
Вчерашний обстрел Арменией нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан в случае повреждения инфраструктурного объекта мог бы вылиться не только в тонны нефти, ушедшие в сухую землю, но и тонны осуждений со стороны игроков сырьевого рынка. Игроков, которым дестабилизация рынка ни к чему, и для которых Армения может стать не просто страной раздражителем спокойствия в регионе, но раздражителем в геополитическом масштабе, что может возыметь для Еревана крайне негативные последствия.
Возможно, в Ереване это осознали и столь безрассудную акцию не повторят. Не повторят руками своих вооруженных сил, а вот руками террористов РПК, воюющих сейчас в Нагорном Карабахе и традиционно проходящих подготовку в армянских лагерях под кураторством российских офицеров – да.
Что в 2008, что в 2015-м, террористы РПК выполняли четкие задания, исходящие от их исторических кураторов – ГРУ. Энергетический фактор во время “Пятидневной войны”, аналогично накануне официальной отправки российского военного контингент в Сирию, сыграл свою роль, что в конфликте с Грузией, что с вмешательством в сирийскую гражданскую войну. И главное, какие могут быть претензии международного сообщества к террористам?
А потому, курдский фактор, ровным счётом этого не исключаю, проявит себя в формате энергетического терроризма в ходе нынешнего карабахского конфликта. Но делают ли при этом действия РПК невиновными их покровителей и кормильцев Армению и Россию? Конечно – нет.