РСЗО “Берест” против БМ-21 “Град”

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Четверг, 7 февраля 2019, 13:32
Новый украинский РСЗО “Берест” или старый советский БМ-21 “Град” – что лучше?
РСЗО “Берест” против БМ-21 “Град”

Как известно, вчера “АвтоКрАЗ” опубликовал на своём Youtube канале демонстрационное видео 122-мм РСЗО “Берест”, которая в перспективе, возможно, станет заменой советских БМ-21 “Град”. 

В свою очередь, ещё с первой презентации данной РСЗО точатся споры о том, насколько это будет эффективная замена и как она скажется на КПД данных РСЗО с учетом особенностей их применения. В частности, речь идет не только об огневом потенциале ПУ, но и таких факторах как грузоподъемность, проходимость и т.д.

Что же, в свете этих баталий я думаю, имеет смысл сравнить украинскую РСЗО “Берест” и БМ-21 “Град”, с соответствующими резюмирующими выводами.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что на вооружении ВСУ стоит около 200 единиц БМ-21 “Град” (в основном базовые модели), а потому, если будет проводиться их полная замена, “АвтоКрАЗ” получит серьезный контракт на несколько лет.

Так же, в отличие от имеющихся в наличие БМ-21 “Град”, в РСЗО “Берест” интегрирована цифровая система управления огнем, позволяющая не только управлять ПУ в оперативном режиме не выходя из кабины, но и взаимодействующая с единой системой обмена информацией.

Подобные системы имеются в модификации российских 9К51М “Торнадо-Г” – 2Б17-1, но в базовых БМ-21 они не использовались. 

Как известно, в качестве шасси “Берест” использует КрАЗ-5401НЕ (4х4) грузоподъемностью 9-10 тонн и возможностью на полных баках (2х165 л) преодолеть до 600 км. Максимальная скорость – 90 км/ч. Так же, разительное отличие данного шасси в его 4-х дверной безкапотной кабине, позволяющей реализовать более 30 дополнительных надстроек.

В свою очередь клиренс шасси 290 мм не внушает доверия на безнадежном бездорожье. Хотя, радует линейка двигателей, от Mercedes-Benz M906LAG 279 л.с. до Deutz  335 л.с.

Напомню, что используемое в БМ-21 шасси Урал-4320 формулой 6х6 обладает грузоподъемностью 7 тонн, баком на 360 л и дальностью хода по шоссе 750 км. Максимальная скорость 75 км/ч. В свою очередь клиренс 400 мм и колёсная база 3525 мм и 1400 мм и вправду придавали данному шасси отличные качества по преодолению бездорожья. Однако базовый двигатель на 180 л.с не радовал динамичными характеристиками при полной нагрузке, а управление представляет собой комплекс упражнений по пауэрлифтингу. 

Так же РСЗО “Берест” отличается расширенной пусковой установкой на 50 выстрелов, в то время как у стандартной ПУ БМ-21 “Град” – 40. С учетом современной системы управления огнем это позволит значительно повысить эффективность огневого поражения противника.

Что же, по ряду показателей детище “АвтоКрАЗ” и “Шепетовского ремонтного завода” превосходит базовый БМ-21, хотя, очень хотелось бы увидеть его на просторах постапокалиптического бездорожья. Однако не забываем, что ранее были разработаны украинскими специалистами такие РСЗО как “Верба” и “Бастион-01” на шасси КрАЗ-6322 и КрАЗ-6322РА, которые обладают значительно лучшими показателями проходимости, нежели КрАЗ-5401НЕ. 

С другой стороны, как быстрый, компактный и мобильный комплекс, в условиях приемлемого бездорожья, “Берест” можно назвать идеальным решением, в сравнении с БМ-21, который по многим показателям не удовлетворяет современным условиям ведения боевых действий и больше является пережитком советской эпохи, требующим срочной замены. 

Фото: АвтоКрАЗ

comments powered by HyperComments