Какие французские патрульные катера может получить ГПС Украины

Александр Коваленко, военно-политический обозреватель  |  Среда , 6 февраля 2019, 10:31
Рассмотрим продукцию, и возможные варианты приобретения французских катеров от OCEA для нужд ГПСУ.  Ее пограничные катера и корабли базируются в Одессе, портах Азовского моря и на Дунае.
Какие французские патрульные катера может получить ГПС Украины

Намедни стало известно, что Государственная пограничная служба Украины рассматривает вариант с покупкой французских патрульных катеров, в количестве 22 единиц. Об этом сообщил в эфире “5 канала” непосредственно начальник ГПСУ генерал-полковник Петр Цигикал.

Согласно появившейся информации речь, вероятнее всего, идет о компании OCEA, производящей широкий спектр надводных средств, от яхт и до кораблей океанской зоны.

Собственно, конкретики пока немного, но имея в наличие название компании, можно как минимум ознакомиться с её продукцией, и сделать соответствующей выводы, какие катера могут быть приобретены ГПСУ. И для этого необходимо понимать - что же именно нужно пограничникам исходя из того, что действовать они будут в ограниченных акваториях северной части Черного моря и в Азовском море. И там от них требуется высокая скорость, наличие вооружения и мореходность.

Начнем с самого малого представителя линейки французской компании, патрульного катера FPB-72 Mk.2 (Mk.1). Эти катера длиной 23,6 метра и шириной - 5,8 м, способны развивать скорость до 35 узлов и обладают дальностью плавания до 600 морских миль при скорости 12 узлов. На катере возможно установление легкого стрелкового вооружения.

Хотелось бы отметить, что данные катера поставлялись ВМС Нигерии, в береговую охрану Республики Суринам и Филиппин. Стоит учесть, что Суринаму два катера FPB-72 Mk.2 обошлись в 17 млн. евро.

FPB-98 Mk.2 (Mk.1) более крупный собрат предыдущего катера, длиной 32 метра и FPB 110 Mk.2 – 35 метров соответственно. Как вы понимаете, разница в размерах несколько расширяет возможности кораблей по осуществлению тех или иных миссий, благодаря увеличению экипажа и возможности установки дополнительного оборудования (вооружения). 

Далее идут более крупные корабли, в частности стоит упомянуть гидрографическое судно OSV 190 SC-WB. Эти суда предназначены для осуществления морской океанографии и гидрографии, а так же геофизических исследований.

С другой стороны, эти суда прекрасно подходят и для осуществления разведывательных миссий. Они уже себя зарекомендовали в ВМС Индонезии как обладающие отличными мореходными показателями, высокой маневренностью и продолжительным периодом пребывании в открытом море – до 20 суток.

Длина судна – 60,1 м, ширина - 11.5 м, скорость 15-24 узлов. Силовая установка - 2 немецких двигателя MTU 8V4000M53.

OPV 190 MKII – данный корабль отличается от своего научного коллеги назначением по выполнению военно-морских миссий в исключительной экономической зоне, а именно:

- морского патрулирования и охраны;
- мониторинга обстановки;
- борьбы с незаконным оборотом и контрабандой;
- участие в морских миссиях, учениях и т.д.

Данный корабль длинной 58 метров и шириной 9,4 метра способен развивать максимальную скорость до 24 узлов и находится в автономном плавание до 3 недель. Так же, помимо экипажа из 24 моряков он на своем борту способен разместить до 32 пассажиров.

Собственно, выбор велик, но как мне кажется, падет он именно на линейку катеров FPB. Причем, будь я на месте ГПСУ, то сделал бы ставку на FPB 110 Mk.2, поскольку они оптимально подходят для установки на них более тяжелого вооружения помимо стрелкового. В условиях имеющихся угроз в Азовском море элемент огневого превосходства крайне важен. Возможно, при дополнительном техническом вмешательстве на них можно будет разместить БМ-5М.01 “Катран-М”, устанавливаемые на МБАК “Гюрза”.

В любом случае, выбор достаточно велик, а на кого он падет и падет ли – покажет время.