Зачем Китаю “Мотор Сич” или о перспективах “пятого поколения” без Украины
Как известно Китай является одной из тех стран, ВВС которой могут похвалиться истребителями пятого поколения. К таковым относятся Chengdu J-20, производства Chengdu Aircraft Industry Group и Shenyang J-31 от Shenyang Aircraft Corporation. Но есть у этих боевых самолетов один изъян – они не являются полноценными истребителями пятого поколения. Причем, как это и свойственно китайскому мировоззрению, впитали в себя эти самолеты характерные черты иных производителей.
В частности, Shenyang J-31 является симбиозом американских F-22 и F-35, а Chengdu J-20 представляет собой жуткий микс из МиГ 1.44 и F-35. Но, общая черта обоих китайских “пятерок” это отсутствие современного двигателя. В частности, на J-20 ставят российские двигатели АЛ-31ФН, что делает этот самолет летательным аппаратом поколения 4+++, но никак не “пятеркой”.
Сейчас Пекин форсирует создание авиационной армады пятого поколения, а потому, двигатели нового этапа им жизненно необходимы. И именно это объясняет тот интерес, который у КНР вызывает украинская “Мотор Сич”, а точнее – её специалисты.
То, что чертежи уже ушли в Китай – это известно. Но чертежи для китайцев оказались не панацеей, а вот специалисты… Они то, как раз в КНР и летают согласно договору о сотрудничестве, аки аисты на насест. А параллельно с этим, китайцы через офшоры Skyrizon Aircraft Holdings Limited,Waldo Trade Ltd, Business House Helena, Еnfields Trade & Capital Corp и Granum Corporation занялись скупкой акций украинского предприятия.
В свою очередь, "Мотор-Сичь" в 2015 году подписала с китайской Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co меморандум о совместном строительстве в Чунцине (провинция Сычуань) завода по производству двигателей для вертолетов и самолетов. Тогда же, китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited предоставила "Мотор-Сичи" кредит на $100 млн под 0,3% годовых c 10-летним сроком соглашения.
Вот такая интересная раскладка пасьянса. Но в чем же соль? Казалось бы, китайцы не россияне, можно им и пару акций продать, да и специалистами поделиться… Однако, не все так просто.
После завершения строительства завода в Чунцине у Китая в руках были бы все инструменты для ликвидации “Мотор Сич”. По сути, это не только стало бы устранением потенциального конкурента, владевшего бы полной информацией о китайском супер-самолёте, но и позволило бы КНР привлечь освободившихся специалистов на постоянную работу.
Но, как всем известно, незаконно проданные акции заблокированы, а само предприятие “Мотор Сич” находится под бдительным наблюдением соответствующих структур. В итоге, Китай пока остается без истребителей пятого поколения. Но главное даже не это, а то, что жить в современных реалиях мы должны по немного перефразированному принципу: У Украины нет вечных союзников и постоянных врагов - вечны и постоянны, должны быть ее интересы.