Службы по делам детей в Одессе и Одесской области: скандалы вместо результатов

Среда, 18 декабря 2019, 22:48
Работа городской и областной служб по делам детей в Одессе непрозрачна, несет в себе возможность коррупции, а смена руководства пока что дает лишь скандалы и пиар в соцсетях вместо конкретных результатов.
Службы по делам детей в Одессе и Одесской области: скандалы вместо результатов

С сентября в Одессе буквально лихорадит городские и областные органы по делам детей. В результате проверок на всех уровнях выяснились многочисленные нарушения, а прежнее руководство было отстранено от обязанностей. Тем не менее, за истекшие более чем два месяца срок со своеобразной "точки отсчета", если считать таковыми жестокое обращение с детьми в приюте "Свитанок" и принудительное изъятие ребенка прямо во время школьных занятий 11 сентября, принципиально не изменилась.


 

Проблемным местом стал центр детской реабилитации "Свитанок" на улице Героев Крут (ранее Терешковой), подчиненный областной службе по делам детей, возглавляемой Владимиром Самборским. Общественность обратила на него внимание в связи с резко увеличившимся количеством побегов детей оттуда. При этом, благодаря многотысячной группе в "Фейсбуке" "Защита прав детей" и ее администратору Зое Мельник, выяснилось, что дети жалуются на жестокое обращение и даже пытки со стороны сотрудников самого приюта и сотрудников частной охранной фирмы. Во время полицейского расследования часть информации, особенно относительно охранников подтвердилась - те использовали против детей электрошокер, в самом приюте уволилась часть сотрудников, дети не посещали школу, а на их питание расходовалось всего 8% от выделяемых на нужды учреждения бюджетных средств.

В ответ на это Самборский организовал в соцсетях "фабрику троллей". Его подчиненные, используя отобранные у детей телефоны, писали в соцсетях посты и комментарии о том, что в "Свитанке" все очень хорошо, а сбегающие оттуда дети - якобы "наркоманы" и "проститутки". Также они устроили травлю активистов, обнародовавших проблемы в центре реабилитации и донесших их до властей.

В настоящее время директор центра Светлана Кузнецова и руководитель областной службы по делам детей Владимир Самборский отстранены от обязанностей.  Тем не менее, на официальном сайте Одесской областной государственной администрации Самборский продолжает числиться руководителем областной службы по делам детей. А в городском масштабе отстраненная от обязанностей Ирина Дамаскина пытается восстановиться в должности через суд - и, с точки зрения буквы закона, ее позиции почти безупречны. 


Владимир Самборский


 

11 сентября чиновник из городской службы по делам детей Киташевский в одесской школе №26 силой забрал ребенка из семьи - только на том основании, что отец девочки не имел документов, подтверждающих отцовство. Девочку определили в известный своим жестоким отношением к детям спеццентр на улице Героев Крут (Терешковой). При этом чиновник публично, в присутствии других детей и школьных учителей заявил отцу девочки Вячеславу: "я тебя вы...у". Руководство школы №26 по факту настолько неадекватных действий чиновника из службы по делам детей по отношению к ребенку обратилось в полицию. Ситуация разрешилась тем, что ребенка вернули в семью, временное опекунство взяли на себя родственники, в настоящий момент отец завершает оформление всего необходимого пакета документов. 

После этого руководительницу городской службы по делам детей Ирину Дамаскину сначала отстранили, а затем и вовсе уволили. На ее место в качестве временно исполняющей обязанности была назначена журналистка Юлия Никандрова, не имеющая никакого опыта руководящей работы в госструктурах на столь ответственной должности, ранее занимавшаяся волонтерством. Вр.и.о. Никандрова вместо реальной работы очень быстро ввязалась в выяснение отношений общественными активистами, занимающимися проблемами защиты прав детей и даже предыдущей руководительницей службы Ириной Дамаскиной. Всех, кто ей не нравится или высказывает не совпадающую с ней точку зрения, чиновница считает возможным публично оскорблять.

Единственными попытками конструктивной деятельности стали встреча с общественностью сразу после назначения, а затем увольнение начальницы Приморского районного отдела городской службы по делам детей Светланы Дорогановой. Той самой, которая непосредственно давала указания на изъятие ребенка. Остальное же рабочее время, как представляется, чиновница тратит на показательные фото с детьми, раздачу сладостей и написание пафосных постов о своей "якобы тяжелой работе" и хамстве. 


 

 

Почему же службы по делам детей стали предметом скандалов? Ответ заключается в том, что именно в компетенции этих служб - судьбы детей-сирот, находящихся на государственном иждивении в детских домах, судьбы детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах в местах временного пребывания наподобие центров детской реабилитации, и многое другое. А это - достаточно обширное и совершенно непрозрачное бюджетное финансирование. Ни на сайте областной администрации, ни на сайте одесской мэрии нет доступных и понятных цифр - сколько находится детей в детских домах, сколько детей на тот или иной момент находится в учреждениях временного пребывания в регионе, сколько детей могут быть усыновлены, кто эти дети, сколько бюджетных гривен выделяется на ребенка.

В результате, например, люди, желающие усыновить ребенка из детского дома, оказываются полностью зависимыми от росчерка пера чиновника из службы по делам детей - так как только чиновник знает все о детях и предоставляет о них информацию. И это - повод для возможной коррупции. И именно поэтому уже несколько лет подряд общественники называют те или иные суммы, в которые, в неофициальном порядке, обходится усыновление ребенка в Одесской области - речь идет о нескольких тысячах долларов. В случае же мест временного пребывания - то сокрытие статистики вместе с нечеловеческими условиями, созданными там для детей, дает возможность расходовать бюджетные средства на большее количество детей, чем на самом деле. Неоднократно в подобных детских учреждениях правоохранители выявляли "мертвые души" среди персонала или же оказывалось, что на 10-20 детей приходится больше сотни человек персонала.

Поэтому совершенно не удивительно, что старые чиновники из службы по делам детей вроде Самборского или Дамаскиной отчаянно цепляются за свои должности, а новые, вроде Никандровой, пишут в соцсетях о "зависти" - ведь работа здесь дает возможность широкого "освоения" средств с одновременной имитацией бурной деятельности в социальных сетях.


 

Решить главную проблему службы по делам детей очень просто - в ее работу можно и нужно внести полную прозрачность и общественный контроль, что вполне посильно как на уровне компетенции городских властей, областных властей и на центральном уровне. Что для этого нужно:

  • Максимально широкий общественный контроль в виде Наблюдательных советов из представителей общественных организаций, журналистов, психологов, педагогов и не только - как уже сделано, например, в Одессе в городском департаменте ЖКХ.
  • Создание на базе официальных сайтов города и областной администрации разделов или отдельных порталов, которые будут содержать основную статистическую информацию о детях, которые находятся в ведении городской или областной службы. В частности - реестр (без персональных данных, разумеется) детей, которые находятся в детских домах и ожидают усыновления или воспитания в фостерных семьях, а также регулярно обновляемую информацию о количестве детей, находящихся в центрах детской реабилитации - как местах временного пребывания при сложных жизненных обстоятельствах.

 

Это особенно актуально в свете взятого государством в лице Минсоцполитики курса на максимальную передачу детей в семьи и сокращения числа казенных детских учреждений. Выделяемые средства гораздо эффективнее использовать для поддержки семейных форм устройства детей. В приемной семье или даже в детском доме семейного типа ребенку будет гораздо комфортнее, чем жить на казарменном положении с неприветливыми чужими людьми. 

Государству не нужно будет тратиться на содержание персонала и обслуживание помещений. Финансирование будет идти непосредственно в фостерные семьи или детские дома семейного типа. А сэкономленные средства - например, пустить на строительство или приобретение жилья для сирот.

Однако, для начала надо решить кадровый вопрос относительно городских и областных служб по делам детей, поставив во главе этих организаций людей, настоящих энтузиастов своего дела, имеющих соответствующее образование, опыт и, как ни парадоксально это звучит, искренне желающих ликвидации службы по делам детей за ненадобностью. Или вовсе подчинить эти службы департаментам образования. Например, в одесской мэрии во главе департамента образования стоит опытнейший педагог Елена Буйневич, которая лично вникает в любую проблему и решает ее очень взвешенно и тактично - и ее назначение сейчас кажется одним из самых удачных кадровых решений мэра Одессы Труханова. В то же время назначение Никандровой на данный момент выглядит как одна из крупных ошибок мэра.

Процедура усыновления ребенка как государственная услуга должна быть максимально прозрачной - что должно исключить любую возможность коррупции. Эффективность прозрачных государственных услуг уже доказана успешной работой различных центров админуслуг, в том числе городского центра админуслуг, возглавляемого Евгенией Абрамовой.

comments powered by HyperComments