Нефтебаки и специальный причал: с чего начинается нефтепровод Одесса - Броды (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Пятница, 20 августа 2021, 09:50
Показываем, как выглядит нефтяной терминал в порту Южный - это начальная точка знаменитого нефтепровода Одесса - Броды, построенного в 1996-2001 гг.
Нефтебаки и специальный причал: с чего начинается нефтепровод Одесса - Броды (ФОТО, ВИДЕО)

Нефтепровод Одесса - Броды неоднократно называли самым важным или одним из самых важных инфраструктурных проектов, реализованных в независимой Украине. Он позволяет прокачивать нефть, объемом до 14 миллионов тонн, от морских портов "Большой Одессы" до города Броды на расстояние 667 км, где он соединяется с нефтепроводом "Дружба".

Начинается нефтепровод не в Одессе, как можно было бы подумать, судя по названию. На самом деле его начальная точка - в порту Южный, у специального морского нефтяного терминала, подчиненного госкомпании "Укртранснафта". Мы полетали на беспилотнике над "верхней площадкой" терминала, увидели "нижнюю площадку" и причалы - смотрите их в видеосюжете.

На терминале - не обычный причал в виде "стенки", к которой швартуются суда, а "вынесенная" в акваторию на 120 метров от берега сравнительно легкая конструкция, позволяющая швартовать танкеры длиной более 300 метров. Основных плюсов сразу два - не нужно проводить дорогостоящее дноуглубление непосредственно у берега и значительно дешевле в строительстве. Причал оснащен четырьмя стендерами для подключения трубопроводов с танкеров - причем с несколькими вариантами "разъемов". Стендеры - производства французской компании FMC. Максимальная продуктивность погрузки (разгрузки) по одному стендеру составляет 4 тыс. куб. м в час. Также на причале есть лифтовая трап-башня для обеспечения входа и выхода людей с танкеров. И стендеры, и площадки трап-башни подвижные. в зависимости от изменения осадки танкера в процессе погрузки/выгрузки, они могут перемещаться по вертикали. 

Системы безопасности причала позволяют в случае необходимости практически моментально поставить водяную завесу между причалом и танкером, а также, если нужно, в самом буквальном смысле "оттолкнуть" судно от причала. 

В составе терминала есть два буксира ледового класса - "Львов" и "Укртранснафта", а также экологическое судно "Чистый", способное работать как постановщик бонов и нефтесборщик. Имеется и пожарное судно "Южный".


"Нижняя площадка" нефтяного терминала и причал (его видно вдали, чуть справа от заводской трубы)

После разгрузки с танкеров нефть попадает на так называемую "нижнюю площадку". Это промежуточный технологический уровень, где нефть проходит фильтрацию от механического загрязнения и затем подается на "верхнюю площадку".

Основной элемент "верхней площадки" нефтетерминала - 10 огромных емкостей для хранения нефти, по 20 тысяч кубометров каждая. В целом, это получается 200 тысяч кубометров или около 180 тысяч тонн. Системы безопасности, в основном, включают в себя автоматическую систему пожаротушения и изоляции любого из нефтехранилищ. Вся запорная арматура полностью автоматизирована - и управлять процессами погрузки-разгрузки нефти, закачки ее в хранилища и прокачки по нефтепроводу Одесса - Броды можно как с центрального пульта управления терминалом, так и из центральной диспетчерской "Укртранснафты" в Киеве.

Сам нефтяной терминал ввели в эксплуатацию в 2003 году, меньше чем через два года после достройки нефтепровода Одесса - Броды.

Сам нефтепровод после строительства работал с переменным успехом. В прямом направлении через него прокачивали нефть из Азербайджана, Венесуэлы, стран Юго-восточной Азии в направлении Мозырского нефтеперабатывающего завода в Беларуси. Периодчески нефтепровод работал в "реверсном" режиме - для экспорта российской нефти из нефтепровода "Дружба" морем через порт Южный. С технической стороны, в каком направлении работает нефтепровод - не важно. 

Нефтяной терминал не принимал танкеры в период с 2011 по 2017 гг., а также с 2018 по 2020-й - это как раз и выглядит показателем нестабильности работы нефтепровода Одесса - Броды, несмотря на его значительный потенциал. Важно, что вторая очередь строительства нефтепровода до польского города Плоцк длиной 490 км так и не была достроена - польская сторона не проявила заинтересованности в развитии проекта.

Терминал - зона повышенной опасности. Здесь нельзя курить. Категорически. Территория обнесена колючей проволокой и жестко охраняется. Внутри не стоит ходить за пределами автодорог и пешеходных дорожек - можно провалиться. Везде стоят молниеотводы - чтобы ни одна искра не попала в резервуары для нефти.               

   

Тем не менее, перспективы у нефтяного терминала в порту Южный есть. Сравнительно с нефтегаванью Одесского порта, терминал в Южном находится далеко от населенного пункта - это плюс к безопасности на случай нештатной ситуации или теракта. Имеющиеся площади позволяют создать на его территории новые нефтехранилища объемом в 120 и более тысяч кубометров. Об этом 19 августа заявил в ходе осмотра терминала глава госкорпорации "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко. Расширение объемов нефтехранилищ позволит создать стратегический запас нефти, уверен Витренко. 

Между прочим, в южной части Одесской области, около Сараты. начинают добывать нефть - пока в экспериментальном порядке.                         

comments powered by HyperComments