В Одессе предупреждают о катастрофе в случае разрушения дамбы Хаджибейского лимана (ФОТО, ВИДЕО)
22 июля, сразу после сильнейшего ночного ливня, когда за несколько часов была вдвое превышена месячная норма осадков, городские власти заявили, что только чудо уберегло город от катастрофы куда большего масштаба - затопления всей Пересыпи в случае разрушения дамбы Хаджибейского лимана. Мэр Одессы Геннадий Труханов изрядно напугал всех когда заявил в областной администрации во время встречи с представителями министерств регионального развития и прочими чиновниками, что уровень воды в лимане поднялся почти до уровня проходящей по дамбе Объездной дороги - и продлись дождь не четыре часа, а еще хотя бы пару часов - то вода перелилась бы через дамбу, со всеми вытекающими последствиями.
Услышав такой апокалиптический для Одессы сценарий, мы отправились к той самой дамбе. Когда не ходит 20-й трамвай - это тот еще квест (единственный автобус-"трамваезаменитель" ходит редко). И вот что мы увидели. Днем 23 июля уровень воды в Хаджибейском лимане был заметно выше, чем обычно - на несколько десятков сантиметров. Но если вода и действительно доходила "почти до дороги", то с утра 23 июля уровень лимана удалось понизить. При этом в лиман продолжают сбрасывать канализационные стоки со станции биологической очистки "Северная", которая собирает канализацию с трех четвертей Одессы. Расположенные между Пересыпью и Хаджибейским лиманом поля орошения поросли зеленой травой, а имеющиеся здесь каналы, протоки и озерца - заполнены водой по максимуму.
Вот как это выглядит в нашем видеоролике, снятом с высоты полета беспилотника.
Если дамбу прорвет - то затопление с масштабной экологической и техногенной катастрофой угрожает территории площадью около 200 тысяч гектаров с жилым районом Пересыпи, многочисленными промышленными предприятиями, железной дорогой и портовыми терминалами. Такое затопление уже было в 1941 году - когда отступающие советские войска накануне сдачи Одессы взорвали дамбу.
На случай чрезвычайной ситуации с дамбой городские власти готовы задействовать 630 человек в составе 48 ремонтных аварийных бригад со спецтехникой.
Затем 23 июля о возможных путях по решению проблемы наводнения, дамокловым мечом висящей над Одессой, рассказал руководитель городского управления капитального строительства Борис Панов. По его словам, в первую очередь нужно реконструировать так называемый "сбросный канал" из Хаджибейского лимана, восстановить полноценное функционирование "Румынского" канала, ввести в эксплуатацию систему глубоководного выпуска в море сточных вод с СБО "Северная" и наладить систему насосных станций, которые смогут оперативно и контролируемо перекачивать воду из лимана в море.
Все это позволит контролировать уровень воды в Хаджибейском лимане. Но при этом дамба, находящаяся в критическом состоянии, все равно остается.
В качестве же кардинальной меры Панов назвал необходимость строительства фактически новой дамбы в виде каменной буны - параллельно существующей дамбе, со стороны лимана. Затем пространство между этой буной и старой дамбой будет засыпано грунтом - и это даст возможность еще и расширить до полноценных четырех полос проходящую здесь Объездную дорогу.
Подробнее: затопленную наводнением после ливня 22 июля одесскую Пересыпь показали с высоты
Городские власти начиная с 2016 года постоянно говорят о критическом состоянии дамбы Хаджибейского лимана. В последний раз так говорили на международном экономическом форуме 17 июня - тогда мэр назвал состояние дамбы одной из главных проблем Одессы. В 2021 году уже были зафиксированы уже протечки воды в помещениях насосных станций, встроенных в тело дамбы.
Примерно с конца 1920-х гг. все канализационные стоки Одессы стали сливать не на поля фильтрации, а в Хаджибейский лиман. В результате уровень воды в лимане стал повышаться. И, чтобы избежать затопления всей Пересыпи, лиман "оградили" дамбой, которую начали строить в 1932 году "авральным" методом. Дамбу построили на илистых и песчаных грунтах без серьезного фундамента - на деревянных сваях в виде грунтовой насыпи, защищенной каменной кладкой. Часть территории, в том числе и пару остановок трамвая 20-го маршрута, при этом все же затопило.
Затем по дамбе проложили узкую двухполосную объездную дорогу.
С 2003 года дамба находится в аварийном состоянии - после очередного паводка в Хаджибейском лимане. В 2003-2004 гг. ее укрепляли сбросом строительного мусора, затем в 2016 году был ремонт, а в 2020-м - еще один, каждый раз после сильных штормов, которые размывали тот или иной участок дамбы. К тому же, постоянное движение тяжелых грузовиков по объездной дороге приводит к процессам разрушения дамбы. Это ощущается как легкое землетрясение в тот момент, когда по дамбе проезжает грузовик.
При этом продолжается сброс канализационных стоков в лиман.
Сейчас дамба остается "бесхозной". Когда в марте 2021 года "строительный" вице-мэр Одессы заявил о том, что ее поставили на баланс "Укравтодора", то в областной службе автодорог эту информацию опровергли.