Дамба Хаджибейского лимана снова угрожает затопить целый район в Одессе (ФОТО, ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Середа, 26 лютого 2020, 18:40
Дамба, удерживающая Хаджибейский лиман, похоже, окончательно износилась. Единственный вариант спасти от катастрофического затопления одесскую Пересыпь с десятками тысяч жителей и промзоной,- сначала залатать дыры в старой дамбе, а потом построить новую.
Дамба Хаджибейского лимана снова угрожает затопить целый район в Одессе (ФОТО, ВИДЕО)

Недавний ураган "Юля" натворил немало бед на дамбе Хаджибейского лимана. Шторм на лимане во время самых сильных порывов ветра был такой силы, что волны заливали проезжую часть проходящей по дамбе Объездной дороги. А затем выяснилось, что дамба сильно повреждена в двух местах.  

Подробности в нашем видеоролике.

В одном месте, ближе к Балтской дороге, волнами размыло защиту из набросанных на тело дамбы бетонных плит, камней и различных строительных отходов - таким способом старую дамбу укрепляли в 2003-2004 гг.

В другом месте, ближе к Хаджибейской дороге, волны размыли самую "свежую" систему укрепления дамбы, возведенную в 2016 году. Здесь размыло гасящую волны конструкцию на уровне воды, а также подмыло прикрывающий дорогу бетонный волноотбойник. Промоины сквозные, любой следующий шторм "добьет" конструкцию и может привести к прорыву дамбы. 

Чем чреват прорыв дамбы Хаджибейского лимана? Затопление коснется полей орошения, Пересыпи, где проживают более 30 тысяч человек, находится крупная промзона, в том числе нефтебазы, ТЭЦ, станция биологической очистки сточных вод и прочее, приведет к экологической и техногенной катастрофе.

Уровень воды в Хаджибейском лимане, по оценкам гидротехников, превышает норму на 2,5 метра. Исходя из этой "нормы" и проектировалось ее укрепление 2016 года, которое сейчас не выдержало шторма.

Во время сегодняшнего выездного совещания городских чиновников во главе с мэром Геннадием Трухановым решили до понедельника разработать "дорожную карту" будущей реконструкции. Для начала предстоит выяснить, какой организации должна принадлежать эта дамба в настоящее время, затем предстоит "залатать дыры" во избежание дальнейшего разрушения. Следующим шагом должно стать строительство системы аварийного сброса воды - так как существующая система трубопроводов и насосных станций может понизить уровень лимана на 4 сантиметра за месяц. И лишь в последнюю очередь дамбу будут фактически строить заново с расширением.

Ранее начальник управления капитального строительства Борис Панов предлагал реконструировать дамбу за счет сооружения перед ней каменной буны. Пространство между дамбой и буной планируют заполнить грунтом. Такое решение, по словам чиновника, позволит не только укрепить дамбу, но и расширить существующую автомобильную дорогу по ней с двух до четырех полос. Кроме того возникнет набережная, по которой смогут гулять туристы. Эта набережная будет отделена от автомобильной дороги рядом деревьев.

В конце прошлого года Одесский градоначальник Геннадий Труханов заявлял, что дамба Хаджибейского лимана находится в аварийном состоянии. По его словам, в случае прорыва дамбы будет затоплена территория в 23 квадратных километра – от Жеваховой горы до Пересыпи, где расположены железная дорога, автомагистрали и промзона. На этой территории расположены 50 предприятий и проживает около 30 тысяч человек.

В 2016 году был проведен ремонт дамбы Хаджибейского лимана – тогда ремонтировали наиболее аварийный участок со стороны Усатово. В основном его финансировала одесская мэрия, а работы выполняла компания "Ростдорстой". Однако, объем работ, который обошелся в 42,25 миллионов гривен, оказался недостаточным.

Дамбу построили в 1930-х годов методом "народной стройки" для предотвращения затопления Пересыпи. Дело в том, что после перевода городской канализации с полей орошения в Хаджибейский лиман, уровень водоема как раз в начале 1930-х начал резко расти. Дамбу построили без основательного фундамента. Единственная ее серьезная опора - вбитые в илистый грунт деревянные сваи.

comments powered by HyperComments