Состояние дамбы Хаджибейского лимана в Одессе назвали критическим (ВИДЕО)
Во время прошедшего 17 июня в Одессе международного транспортного форума "Инфраструктура юга Украины" мэр города Геннадий Труханов в своем выступлении в очередной раз обратил внимание на взаимосвязанные проблемы Хаджибейского лимана, удерживающей его дамбы, строительства дороги в порт и не работающей системы глубоководного выпуска городской канализации.
В частности, Труханов категорически поддержал уже начатое строительство новой дороги в Одесский порт от Объездной дороги, проложенной по дамбе Хаджибейского лимана. Правда, при этом он заявил, что хочет еще раз ознакомиться с детальным проектом данной дороги, которая имеет длину 5,3 километра и строится за почти 2 миллиарда гривен из государственного бюджета. Также он назвал уже построенную в 1990-х и начале 2000-х гг. автомобильную эстакаду в порт "одним из наиболее масштабных" инфраструктурных проектов Украины того времени, но высказал сомнение в целесообразности завершения этой эстакады на полях фильтрации - это он связал с исчерпанием средств, которые "осваивались".
Самой большой проблемой портовой инфраструктуры и вообще всего города мэр назвал критическое состояние дамбы Хаджибейского лимана. По его словам, сейчас зафиксированы уже протечки воды в помещениях насосных станций, встроенных в тело дамбы. В случае ее прорыва затопление с масштабной экологической и техногенной катастрофой угрожает территории площадью около 200 тысяч гектаров с жилым районом Пересыпи, многочисленными промышленными предприятиями, железной дорогой и портовыми терминалами. Такое затопление уже было в 1941 году - когда отступающие советские войска накануне сдачи Одессы взорвали дамбу. В ходе выступления Труханов продемонстрировал известную краеведам фотографию осени 1941 года с затопленной Пересыпью. Выходом может стать капитальная реконструкция дамбы в виде фактического ее строительства заново с прокладкой по ней расширенной до четырех полос Объездной дороги. Также мэр отметил важность расчистки так называемого Румынского канала, который обеспечивает связь Хаджибейского лимана с морем и регулирование уровня воды в лимане. Это важно, так как уровень воды в лимане сейчас на 2,5 метра выше нормального.
Отдельно "прошлись" по теме неработающей системы глубоководного выпуска в море стоков городской канализации со станции биологической очистки "Северная". Она была построена еще к 2012 году за более чем 500 миллионов гривен - по тогдашнему курсу доллара. Но так и не была введена в эксплуатацию, физически сейчас ее нужно только подключить к СБО "Северная" и запустить.
Широкий комплекс решения проблем одесской канализации и Хаджибейской дамбы позволит не только обезопасить город, но даст возможность для фактического начала деятельности так называемой "зоны приоритетного развития" на полях фильтрации, в том числе и создания там индустриального парка и различных логистических комплексов. Сейчас это последний неосвоенный и не застроенный крупный участок земли в Одессе.
В видео - самые актуальные моменты выступлений на форуме "Инфраструктура юга Украины" мэра Одессы Геннадия Труханова, министра инфраструктуры Александра Кубракова, главы Одесской ОГА Сергея Гриневецкого и его "транспортного" советника Юрия Димчогло.
Также в своем выступлении мэр уделил внимание берегозащитным сооружениям Одессы и взаимодействию с портами.
Подробнее - о районе полей фильтрации (они же поля орошения) и его проблемах. В нашем видеосюжете - полет на квадрокоптере над Хаджибейской пересыпью вдоль склонов Шкодовой горы, вместе со старинными казацкими кладбищами и заброшенным нефтеперерабатывающим заводом.
В статье - анализ ситуации с дамбой Хаджибейского лимана, которая была повреждена во время урагана февраля 2020 г.