Винница глазами одессита: полет над городом и Южным Бугом (ВИДЕО)

Александр Вельможко  |  Субота, 24 квітня 2021, 01:02
Обычно мы показываем с высоты птичьего полета Одессу и Одесскую область. А сегодня в качестве исключения - полетаем над Винницей.
Винница глазами одессита: полет над городом и Южным Бугом (ВИДЕО)

В нашем видеосюжете - полет над Винницей в один из туманных осенних дней. Приехав из Одессы, мы первым же делом поднимаемся в воздух с самой "центральной" точки города - с площади перед зданием местной мэрии на улице Соборной и смотрим на одну из главных архитектурных доминант Винницы - здание отеля "Савой". Оттуда над маленькой улицей Оводова летим на Европейскую площадь (она же парк Козицкого) и смотрим с высоты на еще один символ города - Водонапорную башню. Оглядываемся на "совковое" здание горсовета и летим вдоль улицы Соборной до "сталинского" здания областной администрации. Оглядываемся на весь центр Винницы - от Соборной до Европейской площади и мимо все той же Водонапорной башни летим вдоль Соборной уже в сторону моста через Южный Буг. Летим вдоль Центрального моста к Преображенскому собору и иезуитскому коллегиуму, охватываем всю старую часть Винницы, в том числе исторические районы Муры и Ерусалимку, пересекаем Южный Буг, видим остров Кемпа,  и снова возвращаемся к мосту.

Под нами - обычная жизнь города, в котором еще работают все магазины, кафе и рестораны, спешат по своим делам люди, движется туда-сюда городской транспорт.


Сам город Винница был основан в XIV веке князьями Кориятовичами - боковой ветвью князя Ольгерда. Как раз в это время правобережная Украина вошла в состав Великого княжества Литовского. Так что, по возрасту Винница примерно "ровесница" Коцюбиева-Хаджибея-Одессы. Но затем судьбы новых замков-крепостей резко разошлись. Коцюбиев Литовскому княжеству удержать не удалось, и этот приморский пограничный форпост быстро попал под власть Крымского ханства и Османской империи. А Винница же стала небольшим укрепленным городком на пограничье с Диким полем. Укрепления, впрочем, особо не помогали - Винницу брали почти ежегодно то татары, то казаки, то снова поляки. правительственные войска и повстанцы - и почти каждый раз это сопровождалось грабежом и резней.

Относительный мир наступил здесь лишь после раздела Речи Посполитой и захвата большей части ее территории Российской империи. Винница стала одним из центров сахарной промышленности. А после прокладки железной дороги от Киева до Жмеринки и далее до Одессы - еще и важнейшим логистическим центром. И только тогда, с последней трети XIX столетия Винница стала превращаться из маленького польско-еврейского местечка в довольно крупный торгово-промышленный город, центр культуры и образования. Сейчас Винница с населением в 370 тысяч человек занимает 12-е место в Украине по численности населения и является одним из важнейших областных центров.

От Одессы современная Винница отличается намного меньшим масштабом исторического центра. По сути центр здесь - это главная улица Соборная и буквально на два-три дома по боковым улицам от нее. Дальше - мы уже окунаемся в провинциальный мир одно-двухэтажных домиков, чуть ли не частного сектора. И лишь чуть далее за окончанием старой части города в излучине Южного Буга со всех сторон начинаются жилмассивы советской и постсоветской постройки.


 

Комплекс зданий отеля "Савой", построенного в 1912-1914 гг. легендарным для Винницы архитектором Григорием Артыновым для купца Бериша Лехтмана. В этом здании в 1919-1920 гг. некоторое время заседала Директория Украинской Народной Республики во главе с Симоном Петлюрой. Верхний мансардный этаж с башенкой сгорел в 1944 года и был восстановлен лишь к 2015 году. 

Это здание на момент постройки было самым высоким в Виннице. Да и в Одессе немногие дома могли соперничать с "Савоем". Дело в том, что почти все здания Винницы строились из кирпича, позволявшего возводить до 8-10 этажей. В Одессе же почти все дома строились из известняка, и предельная высота была ограничена 5-6 этажами. Строить выше не позволяла низкая прочность камня.

От "Савоя" уходит узенькая улица Михаила Оводова - ранее она именовалась в честь Богдана Хмельницкого.

Она выводит нас к Европейской площади, которую еще недавно называли парком Козицкого.

Водонапорная башня - еще один архитектурный символ Винницы, построена в 1912 году тем же Григорием Артыновым. Кирпичное сооружение имеет 26 метров высоты, семь уровней и имитирует средневековую оборонительную башню. После Второй мировой войны башню превратили в жилой дом сотрудников водоканала, а с 1980-х гг. - это музей.

Центр Винницы весь находится на высоком правом берегу в излучине Южного Буга. Реку видно с трех сторон. 

Улица Соборная, изначально Николаевский проспект - главная улица Винницы. Она тянется от Центрального моста через Южный Буг до площади Гагарина. 

В центре города улица делает довольно крутой поворот, обусловленный характером местности на момент начала строительства. Сейчас у этого поворота - небольшой скверик и местный "МакДональдс".

Вид на улицу Соборную в сторону построенного в 1954 г. в стиле "сталинского ампира" здания областной администрации.

Вот и сам этот образчик провинциальной "сталинской" архитектуры.

Смотрим на дворы исторического центра Винницы - мрачные кирпичные здания своими тылами резко отличаются от нарядных фасадов.

Здание мэрии - унылая высотка "брежневского" периода.

По улице Соборной постоянно и очень часто ходят трамваи и троллейбусы.

Ближе к Центральному мосту - самая старая часть города.

Православный Спасо-Преображенский собор изначально был католическим Доминиканским костелом. Построен в 1758-1779 гг. архитектором Паоло Фонтана. Православным стал с 1817 года. 

Рядом - комплекс Доминиканского и Иезуитского монастырей, построенный в начале и середине XVII века и являющийся памятником архитектуры национального значения. За собором и монастырем видны Муры - остатки крепостных укреплений, построенных в XVII веке для обороны всего комплекса церковных сооружений. Вокруг них приютились старые одно-двухэтажные домики и более новые особняки.

По другую сторону улицы Соборной - католический костел Святой Девы Марии Ангельской, построенный в 1746 году в стиле тосканского барокко. Сейчас он почти полностью "подавлен" нависающим над ним высотным зданием "Укртелекома" в виде бетонной коробки.

Тут же Ерусалимка (Иерусалимка) - кварталы еврейской бедноты, сейчас просто городские кварталы с маленькими старыми домиками.

Около моста - остров Кемпа, который ранее был частью городских укреплений и был полуостровом. Сейчас остров пустует. Даже пешеходный мостик к острову развалился.

Старая электростанция с четырьмя трубами, построенная в 1912-1913 гг., напоминает старый пассажирский пароход. 

Центральный мост построен в 1955-1956 гг. вместо различных старых мостов, которые пересекали Южный Буг через остров Кемпа. Одно время из-за критического состояния старых мостов в Виннице было даже две изолированных трамвайных системы - вагоны не ходили с одного берега реки на другой. 

Вид на левобережную часть Винницы - Замостье с проспектом Коцюбинского.

Здесь же - стоит на набережной современный греко-католический Покровский собор.

На берегу Южного Буга - огромная "шоколадная фабрика". Между ней и островом Кемпа - не работающие в осенне-зимний сезон знаменитые музыкальные фонтаны.

comments powered by HyperComments