История одного дома в Одессе: как спасти памятник архитектуры (ФОТО)
На углу Канатной и Бунина один из домов был построен так, что сохранил небольшой открытый дворик, выходящий непосредственно к перекрестку. Несколько лет назад дворик оказался частично закрыт построенной тут шашлычной. А сам сблокированный дом имеет одновременно два адреса - по улице Канатной, 18 для одной части и по улице Бунина, 2 - для другой.
Изначально это был целый земельный участок, на котором по проекту 1849 года предполагалось строительство двух одинаковых зданий с проездом между ними. Но построен был архитектором И.О. Даллаквой только один двухэтажный дом для Станислава и Агафьи Хонских.
Затем участок до 1898 года принадлежал семье Коронелли. Как раз в конце XIX века сложилась компоновка застройки с палисадником - домовладельцы Коронелли и Фрейман в 1894 году обращались в городскую думу с ходатайством на разрешение обустройства палисадника перед их домом "на углу Канатной и Полицейской улиц". Разбить палисадник разрешили, кстати.
После 1898 г. и до установления в Одессе советской власти участок и дом принадлежат семье Переяславцевых. Сначала - Николаю Григорьевичу Переяславцеву, затем, с 1911-1913 гг. - Изабелле и Александре Переяславцевым. Очевидно, что это либо вдова и дочь Николая Григорьевича, либо две его дочери.
Либо Коронелли, либо Переяславцевы в последние годы XIX столетия и перестроили тот дом, который сохранился и поныне, являясь памятником архитектуры местного значения как "Особняк Переяславцева" по улице Канатной, 18. Одна его часть выходит на улицу Бунина - это типичный старинный одесский доходный дом в три этажа высотой. Вторая часть - трехэтажный особняк с башенкой, выходящий фасадом и открытым двориком на улицу Канатную. Очевидно, к более старому двухэтажному дому Хонских с фасадом на Бунина в 1891 году пристроили третий этаж, а уже затем возвели особняк с башенкой. Занимались этим архитекторы Э.Я. Меснер и Г.Ф. Лонский.
В советское время здесь устроены коммунальные квартиры. С одной из них, на первом этаже окнами на Канатную связана долгая полукриминальная история. Более 10 лет, примерно с 2007 года огромная коммуналка стояла пустой и ее в 2012 г. попытались "отжать" путем подлога документов. Затем, в 2018-2019 гг. эту квартиру купил новый собственник Денис Стадниченко, который затеял капитальный ремонт с перепланировкой. И в сентябре 2019-го областная прокуратура вместе с органами ГАСК наложили арест на квартиру - так как собственник "уничтожил" памятник архитектуры.
Визуально "уничтожение" заключается в том, что на первом этаже вместо окон устроили четыре застекленных входных проема - огромную коммуналку разделили на четыре отдельных друг от друга коммерческих нежилых помещения для последующей сдачи в аренду.
Перед капитальным ремонтом выяснилось, что особняк уже несколько лет попросту разрушался. Дело было так, еще шесть-семь лет назад в подвале лопнула канализационная труба. Подвал на протяжении всего этого времени затапливался фекалиями, несущие стены и фундамент растрескались и "поплыли" - дом в любой момент мог рухнуть. Коммунальные службы ничего не делали. Во время капитального ремонта коммуналки на первом этаже работы сделали гораздо больше - полностью отремонтировали коммуникации в подвале, укрепили фундамент, металлоконструкциями усилили и фундамент, и несущие стены, и проемы на первом этаже, отремонтировали весь выходящий на улицу Канатную фасад.
Надо заметить, что капитальный ремонт затеяли, не дожидаясь оформления всех необходимых документов в областных и городских органах по охране памятников и культурного наследия - что необходимо делать во всех случаях работ на памятниках архитектуры. Собственник объяснил это тем, что значительная часть работ были противоаварийными, на основании акта об обследовании дома и признания его технического состояния неудовлетворительным еще 2007 года, а документация "делалась" уже в процессе работы.
Ну а дальше началась вышеупомянутая полукриминальная бюрократическая история. На основе публикации в одном появившемся летом 2019 года интернет-издании областная прокуратура и органы ГАСК увидели нарушения внешнего вида памятника архитектуры и возбудили дело. Собственнику бывшей коммуналки на первом этаже пришлось заплатить штраф в 600 тысяч гривен. А еще в июне руководство городского ГАСК заявляло о "порче" памятника архитектуры: "Никаких разрешительных документов на выполнение работ собственникам квартир не выдавали. Вместе с тем, Коноплянский сельский совет Ивановского района зарегистрировал право собственности на эти четыре нежилых помещения".
В прокуратуре сообщают, что "... во время осмотра объекта культурного наследия выявили множество нарушений закона при проведении строительных работ в четырех помещениях общей площадью почти 150 кв.м., что привело к повреждению памятника архитектуры".
В итоге, на бывшую квартиру наложили арест с запретом на проведение работ и пользование имуществом, имеющим адрес, кстати, по улице Бунина, 2. По словам собственника, это означает невозможность завершения ремонта, в частности, запуска системы отопления, что негативно скажется на состоянии всего дома в зимний сезон и может привести к непредсказуемым последствиям, в том числе поджогу. Также Денис Стадниченко рассказал, что арест наложен, в том числе, по иску от того самого человека, который по подложным документам пытался несколько лет назад путем рейдерского захвата завладеть квартирой и "отжать" ее у прежних владельцев. Также Стадниченко уверяет, что рейдеры и "в органах" специально дождались окончания ремонта помещений, чтобы затем или завладеть недвижимостью в неплохом техническом состоянии, или вынудить его заплатить взятку.
Фактически, ситуация сложилась патовая. С одной стороны, имеется памятник архитектуры, который находился в плачевном состоянии и под угрозой разрушения из-за бездействия коммунальных служб, в том числе ЖКС "Порто-Франковский" на протяжении 2012-2019 гг.. С другой стороны, собственник одного помещения на первом этаже провел достаточно серьезный ремонт, который улучшил состояние дома в целом, но изменил при этом внешний вид фасада на первом этаже - что является нарушением. С третьей стороны, этот же собственник провел работы без необходимых документов. С четвертой - органы ГАСК и прокуратуры действительно "спохватились" лишь тогда, когда ремонт помещений с изменением внешнего вида фасада уже завершился. И, с пятой стороны, у подавляющего большинства старых домов Одессы, в том числе памятников архитектуры, в различное время первые этажи из жилых помещений превращены или превращаются в нежилые с входами.