Как архитекторы хотели изменить Дерибасовскую к 200-летию Одессы: застройка Летнего театра и пешеходный бульвар

Александр Вельможко  |  Понедельник, 20 апреля 2020, 21:52
К официальному 200-летию Одессы, к 1994 году, советские архитекторы планировали реконструировать главную улицу мира - Дерибасовскую. Проект разрабатывался с 1979 по 1984 год и единственное, что из него успели реализовать - сделать улицу пешеходной.
Как архитекторы хотели изменить Дерибасовскую к 200-летию Одессы: застройка Летнего театра и пешеходный бульвар

Планы архитекторов относительно будущего улицы Дерибасовской в последние годы существования СССР предполагали создание на ее базе вместо обычной городской улицы масштабного общественного пространства - пешеходного бульвара с реставрацией старых и строительством новых зданий общественного назначения. А весь центр Одессы планировалось сделать архитектурным заповедником, в котором было бы запрещено любое новое строительство - кроме нескольких объектов около Дерибасовской. Подробно эти планы изложены в №10 журнала "Строительство и архитектура" за 1986 год в статье архитекторов Виктора Топуза и Виктора Савченко.


Проект реконструкции Дерибасовской был вынесен на обложку журнала

Авторы подчеркивают, что в СССР еще в 70-е годы сложилась идея комплексной реконструкции и сохранения исторических центров городов, создания общественных пространств в них вместо ранее существовавшего приоритета связки "жилмассив - промзона": "Существовавшие еще несколько лет назад единичные примеры правильного осмысления цели реконструкции исторических центров городов, улиц и градостроительных ансамблей сегодня становятся массовыми благодаря совместным усилиям профессионалов и общественности. Воплощенные в натуре идеи архитекторов и художников Москвы и Киева, Тбилиси и Баку, Еревана и Таллинна, Вильнюса и Каунаса, учитывающие исторические, национальные и региональные особенности, наглядно показали, что реконструированные центры вновь стали главенствующими функциональными элементами этих городов."


"Развертка" проекта реконструкции Дерибасовской от Красного переулка (слева) до Преображенской (справа). Заметим, что на здании гостиницы "Большая Московская" хотели восстановить хрустальные шары и фигуры грифонов, как и было ранее. А вот башенку на "Пассаже", уничтоженную пожаром, восстанавливать даже не планировали.

А вот как планировалось сделать "заповедник" старой архитектуры в центре Одессы: "К предстоящему в 1994 году 200-летию Одесса готовится уже сейчас. Коллективом ученых архитектурного факультета и научно-исследовательской лаборатории экспериментального проектирования жилых и общественных зданий Одесского инженерно-строительного института проведены исследования и разработаны рекомендации по созданию заповедной зоны, предусматривающие реставрацию и реконструкцию многочисленных памятников истории, культуры и архитектуры, максимальное сохранение исторической застройки, архитектурных ансамблей. В границах заповедной зоны будет запрещено новое строительство, а ее наиболее ценная часть вновь приобретет первозданный облик. В комплексе мероприятий по реставрации заповедной зоны особое место отведено ул. Дерибасовской. Группой художников и архитекторов разработан и готов к реализации проект реконструкции улицы-легенды".


Один из вариантов макета проекта с многоуровневым досуговым центром на месте летнего кинотеатра "Комсомолец".

Проект разрабатывался с 1979 по 1984 годы. В состав коллектива вошли художники Евгений Оленин, Э.И. Пасховер, Е.А. Розенблюм, архитекторы Генрих Топуз, разработавший его научное обоснование, Я.К. Волченок, также участвовали архитекторы Л.Л. Роменский и Д.Л. Потия.  

В проекте отмечается, что за почти 200 лет современной истории Одессы характер застройки улицы Дерибасовской оказался эклектичным, смешавшим все архитектурные стили этих времен, вплоть до индивидуальных проектов жилых домов сталинского периода. При этом в статье умолчали о негативном опыте возведения прямо на Дерибасовской самой обычной "хрущевки" во второй половине 1950-х. Здания оказались соразмерными друг другу и, таким образом, создавали единый ансамбль. Часть из них при этом сохранили свое первоначальное общественное назначение - как, например, несколько гостиниц, в том числе "Пассаж" с его застекленной торговой галереей.

"На примере отдельных зданий, формирующих застройку Дерибасовской, можно проследить отсутствие единого стилевого решения архитектурных сооружений. Более того, практически ни одно из расположенных здесь зданий нельзя полностью отнести к какому-либо определенному архитектурному стилю. Большинству из них присуще произвольное смешение модерна с неоклассицизмом и неоренессансом. Тем не менее, застройку Дерибасовской правомерно назвать ансамблевой, так как центральная улица города на всем протяжении застроена сомасштабными зданиями, отличается логически найденным соотношением и ритмом объемов, открытых и озелененных прострнанств" - говорится в статье.

На основе этого главной своей задачей авторы поставили "исследование и осмысление взаимодействия современного человека со своеобразным организмом исторически сложившегося архитектурного ансамбля".


Проект реконструкции Дерибасовской. Слева - Горсад.

Самое главное, что смогли реализовать из данного проекта - это сделали Дерибасовскую с марта 1984 года пешеходной улицей. Середина проезжей части должна была стать общественной зоной со скамейками и мини-зонированием - это не реализовали. В проекте заложили идеи нескольких скульптурных композиций, отражающих историю Одессы, ее литературы и городские легенды. Позже одну из них воплотили в жизнь в виде знаменитого "13-го стула".

Все старые здания предполагалось сохранить и отреставрировать. А свободные пустующие пространства - заполнить несколькими новыми объектами, которые "образно и конструкционно перекликались с художественно-эстетическими принципами конструирования их исторических прототипов".

Что же это за объекты? Самый масштабный из них - проект застройки территории Летнего театра в Городском саду. Здесь предполагалась открытая концертная площадка под ажурной крышей, занимавшая все пространство Летнего театра между историческими зданиями, а по высоте достигавшая примерно трехэтажного дома. Сейчас за эту территорию "воюют" - на одной стороне общественность и местные власти, на другой - застройщик, планирующий возвести здесь торгово-развлекательный центр на восемь этажей.


Проект застройки Летнего театра.

Вторым знаковым объектом становился проект "центра досуга" на месте летнего кинотеатра "Комсомолец". За компактным фасадом предполагался открытый атриум с подземным уровнем. А по бокам его окружала четырехэтажная галерея. Сейчас на этом месте возведен торговый центр "Европа",


Макет проекта многоуровневого досугового центра на Дерибасовской.

Пересечение Дерибасовской с улицей Екатерининской (тогда - Карла Маркса) предполагалось в виде подземного перехода-галереи.

Первоначально сама идея проекта реконструкции в виде создания пешеходного общественного центра в Одессе была воспринята буквально "в штыки" и расценена как "сумасшедшая". "Женю (Евгения Оленина - ред.), тогда называли сумашедшим, из-за идеи сделать Дерибасовскую пешеходной" - вспоминает в комментариях в соцсетях фотохудожник Нелли Артеменко.

Так или иначе, но благодаря именно этому проекту Дерибасовскую удалось сделать пешеходной - и превратить ее, таким образом, из заурядной городской улицы с троллейбусным движением в настоящий общественный центр Одессы. 


Вместо послесловия

Уже после нашей публикации ее прокомментировал один из авторов, сам известный архитектор и сын одного из главных строителей и архитекторов Одессы ХХ века Виктор Генрихович Топуз: "Хочу лишь внести некоторое пояснение в отношении авторства научного обоснования общей концепции. Зачастую даже близкие друзья-архитекторы, по невнимательности, путают мои с отцом инициалы (Г.В. и В.Г. :) ). Отец по просьбе Е.И.Оленина подключился непосредственно к проектированию и существенно скорректировал основные планировочные и объёмно-пространственные решения. Я же дружил с Женей ещё со школьных лет и помочь ему в разработке научного обоснования считал своим долгом и приятной обязанностью. Когда моя часть работы была завершена, я показал её большому киевскому авторитету и близкому мне человеку - В.В.Савченко, который загорелся желанием опубликовать мои материалы в совместной статье, т.к. в те годы эти идеи представились ему свежими и новаторскими. Статья действительно была принята "на ура" и стала "гвоздём" номера, изобиловала иллюстрациями, в том числе цветными (что в архитектурных журналах практиковалось редко!) на трёх сторонах обложки!!!"

Фото проекта и фотокопии статьи опубликованы Нелли Артеменко

comments powered by HyperComments