Маленькие загадки старой Одессы: история монастырского фуникулера (ФОТО)
Все интересующиеся историей Одессы "раньшего" времени знают о фуникулере, линия которого до 1968 года проходила параллельно Потемкинской лестнице. Два вагончика, сначала достаточно изящных, а затем все более и более изношенных исправно возили людей вверх и вниз, пока их не заменили на эскалатор. Одесский фуникулер был классическим - два вагончика ходили по однопутной линии с разъездом посередине, приводимые в движение канатами и системой противовесов.
Мало кто знает, хотя некоторые и слышали, о втором одесском фуникулере - так называемом "монастырском". Построили его в начале 1950-х гг. специально для патриарха Алексия I, которому "в пользование" для укрепления здоровья государство выделило резиденцию в Одессе на мысу Большой Фонтан - здание бывшего архиерейского дома Свято-Успенского монастыря.
Хозяйственная часть Одесской летней резиденции Патриарха находилась на балансе союзных, а не местных и даже не республиканских властей, по всем хозяйственным делам ходатайствовал уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР по Одесской области. До сих пор в архиве сохранились письма о выделении лифтовой лебедки для фуникулера в Успенском монастыре, об изготовлении подъемного механизма, об отпуске рельсов для фуникулера, а также об отпуске 0,5 тонны стального троса. Лица, обслуживающие фуникулер также подчинялись Союзным органом контроля, а не местным властям.
Вид на купальню у нижней части фуникулера, 1950-е гг., на втором плане мыс Большой Фонтан
Этот фуникулер изначально был предназначен для спуска высоких православных иерархов из резиденции Митрополита в Успенском мужском монастыре к морю, к специально оборудованному домику-купальне. Линия фуникулера проходила по вырубленной в известняковом обрыве "щели" под углом более 45 градусов.
Поскольку фуникулер не нес пассажирской функции, устройство его было гораздо проще. Один путь, никаких разъездов, один маленький вагончик - кабинка, и противовес.
Фуникулер: домик-купальня на первом плане, будка машиниста, небольшая площадка парапет и рельсы с параллельной им лестницей
Несмотря на то, что православная церковь, мягко говоря. не пользовалась государственной поддержкой, фуникулер исправно работал, доставляя священников, церковных иерархов, монахов и семинаристов с высокого обрывистого берега в начале Дачи Ковалевского, сразу за мысом Большой Фонтан, к небольшому пляжу. Даже сейчас этот пляж неофициально называют "поповским", да и бородатого мужчину в черном церковном облачении встретить здесь можно запросто.
Фуникулер исправно работал до 1970-го года, когда впервые пострадал от оползня. Правда, тогда его удалось починить. Но уже повторный обвал, произошедший в 1980-х, полностью разрушил подъемник. Одесситы помнят еще, как в 60-е п даже 70-е годы фуникулер еще действовал. Затем около мыса Большой Фонтан построили бетонные пирсы, оградив небольшую искусственную гавань для пограничных катеров и рыбачьих баркасов.
Общий вид побережья Дачи Ковалевского в 1950-е гг. Слева у воды видно домик-купальню, вверх по "прорези" в обрыве поднимается линия фуникулера
Но старинное деревянное сооружение купальни на сваях в воде оставалось еще даже с десяток лет после того, как построили бетонные буны и заменили фуникулер на лестницу. Еще в середине 1980-х на фоне старенькой купальни делались семейные фотографии.
По некоторым непроверенным данным, в послевоенные годы в Одессе мог работать еще один, третий, фуникулер. Он мог располагаться в комплексе дома творчества писателей - тоже на Даче Ковалевского. В пользу версии о существовании здесь двух фуникулеров неподалеку друг от друга говорят воспоминания о том, что было в доме творчества в 1950-е - до того, как сильные оползни уничтожили часть побережья в этом районе.
Фото предоставлены Сергеем Михайленко из фондов музея "Православная Одесса"