Куцый обещает реализовать стратегию развития Одесской области

— Максим Васильевич, расскажите, как Вы оказались во власти? Киевлянин, успешный бизнесмен и вдруг —губернатор. Как говорят в Одессе, это — две большие разницы…
— Решение было не случайным, не спонтанным. Познакомился с представителями новой власти, начали обсуждать насущные проблемы. И после предложения присоединиться к команде была довольно длинная пауза с моей стороны.
— А почему долго раздумывали?
— Позиция губернатора — это в первую очередь об ответственности, а ответственный шаг требует времени. Взвешенно подходил к этому вопросу. Я никогда не находился у власти — занимался бизнесом, масштабными проектами. Конечно, сталкивался с государственным аппаратом, но не было тесной связи и интеграции в органы управления. Всегда хотел свой опыт использовать на благо государства, сделать что-то полезное, поэтому в этом плане сомнений не было.
— А Вы себя как позиционируете, как креатура Зеленского или как креатура Гончарука?
— Я креатура Зеленского Владимира Александровича. Я креатура государства Украина. Как гражданин Украины, я бы хотел что-то значимое и хорошее сделать для страны, в первую очередь.
— Ваши первые впечатления: вот Вы стали губернатором, зашли в кабинет — и?
— Сначала легкий шок (смеется — ред.), понимание того, что есть миллион плюс одна проблема в регионе и в целом в стране, доверие и недоверие граждан к власти, попытки препятствовать со стороны недоброжелателей, наблюдение за твоими действиями. И только потом — поддержка сторонников, партнеров, общества. Но в целом были весьма положительные ощущения от процесса знакомства с регионом.
Одесская область — самая большая, экономически развитая область, с большим потенциалом, она должна быть всегда в авангарде, однако показатели были не самые лучшие… а я уверен, что она может показывать более крутые результаты.
— Понять и осознать менталитет одесситов. Это абсолютно уникальные, непростые люди со своей спецификой. «Одесса — это, конечно, не Киев! Мы — не первые, но и не вторые» — любят повторять здесь. Поэтому амбиции, отношение к своему городу, региону, соответствующее позиционирование себя в Украине — соответствующее.
Были дискуссии, был хороший и не очень хороший опыт знакомства, сейчас четко вырисовывается картина, какие процессы происходят, как ими управлять, как действовать в отношении тех или иных представителей региона.
У нас в администрации собралась небольшая, но профессиональная команда — юристы, коллеги с опытом в бизнесе, госорганах. Весь опыт, жизненную позицию стараемся внедрять в важные решения. Иногда это хорошо получается, иногда сложно, потому что и регион особый и структура государственной власти у нас тоже достаточно специфичная. Мы меняем структуру аппарата обладминистрации, подразделений.
— Это бесконечный процесс… Иногда удается достичь консенсуса. В частности, бюджет 2020 был принят областным советом с подачи облгосадминистрации в рекордно короткие сроки, действовали слаженно и динамично. Есть моменты, когда происходит негласное противостояние, споры, попытки продемонстрировать чью-то значимость. Тем не менее, мы конструктивно общаемся с представителями облсовета.
— То есть, говоря боксерским языком, клинча не чувствуете, не «вяжут» они Вас?
— Нет, конечно же, «вяжут», бывают сложные моменты! Сейчас нас ждет непростая сессия в облсовете. Предполагаем, что будут сложные ситуации и о программах, которые мы, кстати, уже приняли в бюджете, проголосовать. Будем отстаивать свою позицию в отношении этих программ, объяснять депутатам, что они необходимы области.
— Распределение бюджета ГФРР. Эти средства мы направляем на строительство школ, детских садов, стадионов. Если они это не утвердят, это будет плохо для всех.
— Что касается общего языка с командой, как сложились отношения?
— Отношения в целом сложились, но меня больше беспокоит множество проблем в кадровых процессах. Задвоение функциональных обязанностей, низкая мотивация, безумная бюрократия, иногда даже работа с excel, google drive, power point тоже проблема. Это все требует оптимизации, обучения, развития персонала, которым на данном этапе никто не занимается. Надеюсь пригодятся мой бизнес опыт управления.
— Вы недавно предложили написать заявления об увольнении руководителям направлений и департаментов, с чем это было связано?
— Я четко высказался в своем заявлении с чем это было связано. Мы не можем себе позволить роскошь плыть по течению, пребывать в инерционном процессе. Нет времени для, так сказать, «возни». Кто не хочет работать на результат — должны уйти. Точка.
— Но Вы сказали, что все считающие, что политика президента не является правильной должны написать заявления. Выглядит как «борьба с инакомыслием».
— Никакой борьбы. Ты не можешь работать эффективно в команде президента, если ты глобально против его политики, приоритетов, векторов развития. Так не бывает. И если люди саботируют работу, занимаются чем угодно, кроме своих обязанностей, о чем можно говорить? Работай или уходи. Спорить нет времени.
— А с мэром Трухановым какие отношения?
— С мэром Трухановым у нас не было, в принципе, никаких отношений. Кто-то пытался на этом спекулировать, кто шутил, кто-то стремился столкнуть нас лбами. Однако после личного знакомства у нас, в принципе, достаточно конструктивные деловые отношения — если есть необходимость получить информацию, или озвучить позицию, мы связываемся, он меня слышит. Так же он может со мной связаться.
— Откуда слухи о Вашей возможной отставке, если Вы так уверенно чувствуете себя в регионе?
— Да, я достаточно уверенно себя чувствую, это правда! Имею глубокое понимание относительно тех или иных процессов, происходящих в области, кто за ними стоит, кто управляет ими, каким образом те или иные процессы пересекаются… Но слухи будут и дальше распространять, я кому-то неудобен. Это хороший знак, что мы делаем правильные вещи и раздражаем тех людей, кто эти слухи распускает.
— Вы опровергаете вероятность отставки?
— Да. У нас абсолютно конструктивные взаимоотношения с Киевом, политическая поддержка, есть понимание, куда мы движемся.
— Я обратил внимание, что хейтеров у Вас тоже хватает. Как относитесь к ним?
— Если нет конструктивных замечаний — не обращаю внимания. Я очень ценю обратную связь. Но многие обвинения базируются на непроверенной информации и искаженных фактах. Конструктива очень мало.
— Что же, есть и конструктив. Например обвинения в том, что Вы не двигаетесь в направлении борьбы с коррупцией.
— Ну вот опять. Откуда это утверждение? Понимаете, что нельзя прийти к власти и поместить в тюрьму всех предшественников, потому что тебе кажется, что они коррупционеры. Необходимо время — разобраться, проверить факты, провести много работы. Недавно в связи с расследованием схем прежнего состава администрации было установлено, что в начале 2019 через один из департаментов было выведено 1,6 миллиона.
— СМИ пишут, что у Вас под администрацией постоянно проходят митинги, которые Вы игнорируете, и вообще очень редко бываете на месте.
— Митинги проходят, да. Видим, знаем, реагируем.
Об отсутствии на месте. Интересно, кто ведет эту статистику. Итак. Каждый вечер воскресенья — выезд из Киева в Одессу. Суббота утро или пятница вечер — возвращаюсь в Киев. Все рабочие дни, а часто и выходные нахожусь на работе. Среди недели есть командировки по области. Иногда рабочие встречи в Кабмине, ОП, требующие личного присутствия. Я полностью погружен в рабочий процесс, и он не всегда происходит в кабинете с 9 до 18. Если делать замеры присутствия по этим факторам — то да, я не всегда нахожусь в кабинете.
— Но последний пример — Ваше отсутствие в области в понедельник во время стихийного бедствия. И отсутствие информирования о ходе ликвидации последствий. Где Вы были?
— В официальной командировке на заседании в Офисе Президента по поводу проектов регионального развития. Все СМИ и телеграмм каналы, которые будто бы очень хорошо информированы по поводу того, что происходит во власти, начали спекулировать на моей командировке и трагедии в области. Командировка официальная, погода непредсказуема, форс мажоры случаются, все службы работают в усиленном режиме, последствиями занимаются 40 бригад ГСЧС. Мы могли бы лучше информировать общественность, здесь могу согласиться, но все остальное — дешевая спекуляция.
— Коммуникация с Офисом Президента всегда была достаточно плотная и серьезная. Мы еженедельно подводили итоги, обсуждали проблемы и приоритеты. Но сейчас коммуникация стала более динамичной.
Новый глава офиса президента как профессиональный менеджер проводит эффективный предварительный анализ, делает собственные выводы, глубже изучает те или иные текущие вопросы, и общаемся мы чаще и эффективнее. Теперь имеем полное понимание между администрацией и господином Ермаком.
— До конца прошлого года Вы обещали открыть паромную переправу в сторону Румынии…
— Да, переправу «Орловка-Исакча» обещали. Переправа со стороны Украины готова на сто процентов — все работы закончили еще в конце ноября. Мы готовы принимать пассажиропоток, в то же время, у Румынии есть небольшие технические и бюрократические моменты, связанные с организацией работы. Это обоюдный двусторонний процесс. Румынские партнеры уверяют, что откроем переправу в марте. Это первый контрольно-пропускной пункт, который соединит две страны водным путем.
— Вы сказали, что Одесская область имеет не самые лучшие экономические показатели, хотя должна быть в авангарде. Что Вы делаете, чтобы изменить ситуацию?
— Мы ищем инвестиции для амбициозных проектов. Надеюсь, в ближайшее время подпишем меморандум, и начнется крупный инвестиционный проект с участием бизнеса Германии — будем устанавливать на территории области энергогенерирующие ветровые станции. Масштабные инвестиции — около 200 миллионов евро.
Еще одним ключевым вопросом являются инфраструктурные объекты, которые мы реализуем в течение 2020 года. На государственном уровне выделены беспрецедентно большие средства на строительство дорог. В частности, на Одесскую область — более 900 миллионов гривен на дороги национального значения, и 670 миллионов гривен на дороги международного значения.
Приоритетными при этом будут два проекта, которые я считаю стратегическими. Это мост через Сухой Лиман (мост, переправляющий весь автомобильный поток из Одессы в курортных направлениях — в Затоку, Сергеевку
Второй — мост через Хаджибейский лиман, который начали реконструировать еще в 2007 году. Фактически он является въездными воротами в Одессу. Сейчас, применяя, опять же, свой опыт в бизнесе, стараемся ускорить процесс получения новой экспертизы, определение объема работ, чтобы как минимум расширить и открыть проезжую часть до начала туристического сезона.
— А в социальной сфере?
Еще хочу добавить, что в 2020 году область будет иметь 4 приоритетных направления развития области. Это — благополучие жителей, окружающей среды, развитие инфраструктуры и безопасность.
— Президент поставил задачу провести аукцион по продаже инвесторам Одесского припортового завода до конца года. Есть ли шанс так быстро найти покупателя для проблемного объекта?
— Тенденции положительные. Люди на завод возвращаются, динамика возвращения профессионалов специалистов очень хорошая. Одесский припортовый завод — стратегический объект национального масштаба. В течение последних двух месяцев я дважды был на заводе и одним из последних визитов был визит с делегацией потенциальных инвесторов, которые серьезно заинтересовались вопросом приобретения завода.
— Болезненная история с коронавирусом. Одесская область предлагала Киеву помощь по размещению наших людей?
— Да, безусловно. Мы создали специальную медицинскую комиссию из представителей власти для контроля координации действий. Но, в то же время не стоит забывать, что у нас есть порт, куда постоянно заходят корабли, и из Китая в том числе. Буквально за неделю до всей этой вакханалии, происходившей на Полтавщине — было сообщение, что приходит из китайского порта большой контейнеровоз. Мы приняли меры, обеспечили карантинный режим, подготовили всех специалистов. Корабль зашел в порт, экипаж был проверен. Никакого события мы из этого не делали. Зафиксировали, проверили, приняли меры, все. Через неделю начались Санжары. Мы еще раз заявили, что Одесская область готова принимать людей в случае необходимости и обеспечить всем необходимым. Мы до сих пор готовы.
— Срок для поднятия судна владельцем установлен 31 марта 2020, в случае невыполнения собственником своих обязательств, к делу приступит ГП Одесский филиал администрации морских портов Украины. На тендерной основе с помощью системы PROZORRO будет избран исполнитель работ по удалению затонувшего судна с побережья. Потраченные средства будут в дальнейшем истребованы у судовладельца.
— Это вообще интересная ситуация, которая не относится к сфере ответственности губернатора и администрации. «Делфи» — это мой постоянный выбор: лезть на чужое поле и сделать с этим что-то, или тихо наблюдать. Сделаю что-то — буду виноват, что лезу не в свою парафию, не сделаю —тоже буду виновен в бездействии. Пока я выбрал «делать», а не наблюдать, как властные структуры перебрасывают ответственность за это друг на друга. Надеюсь к началу сезона мы вернем одесситам и гостям их любимый пляж.
— «Свитанок». Вы отмечали, что возьмете под контроль ситуацию и все причастные понесут ответственность. Какая сейчас ситуация по этому делу?
— К сожалению это не быстрый процесс, в который вовлечены многие структуры, включая правоохранительные органы. По состоянию на сейчас — уволен руководитель Службы по делам детей, за бездействие и укрывательство. На прошлой неделе мы проверяли как выполняются мои распоряжения. Результат проверки показал, что-то, что мы видим в отчетах, и то, что происходит на самом деле имеет большую разницу. Это была точка в истории с руководителем Службы.
— Просчитывали ли Вы для себя, насколько еще хватит личного запаса прочности?
— То есть желания бросить все, вернуться в Киев и снова заниматься бизнесом нет?
— Нет! Конечно, нет! Я получил большой вызов, возможность реализовать амбициозные задачи системных изменений в регионе, показать людям, что наша страна может жить лучше.