«Мне нужен труп – я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас» (о влажных мечтах российской пропаганды)
Ленин присутствовал всюду – на развешанных в самых неприспособленных для этого местах транспарантах, в ежедневных нравоучениях учителей, на чрезвычайно нудных политинформациях, но главное – его постоянно демонстрировали по телевизору вместо горячо любимых мультиков, за что советские дети ненавидели его всеми фибрами своей маленькой, но уже вполне сформировавшейся души. Иногда казалось, что все сущее (включая нас самих), создал не Всевышний, а маленький кудрявый пакостник, чья подленькая мордашка светилась безумием со значка, приколотого на белоснежную рубашку возле едва ли ни каждого детского сердца. Впрочем, о существовании Бога мы тогда еще не догадывалась, а белоснежные рубашки меняли цвет уже к третьему уроку.
О «Битлс» мы знали не больше, чем о Боге, но старались поддерживать о них разговор с ребятами, которые о них что-то слышали от своих старших братьев и сестер. Это было нечто странное и непонятное, про что нужно было говорить уверенно без тени сомнения. Непонятным оставалось лишь одно – к чему подключено электричество – к гитарам или непосредственно к самим исполнителям?
Если о первых двух "ориентирах" мы слышали исключительно с чужих слов, то с третьим имели счастье познакомиться лично. Причем, без родителей и классного руководителя. Дело в том, что в каждом губернском (областном) кинопрокате имелось несколько запредельно затертых копий франко-итальянского фильма «Фантомас» 1964 года, который демонстрировали раз в три месяца для выполнения квартального плана. Согласно данным советского кинопроката фильм просмотрело около 45 млн зрителей, а по данным французских правообладателей – более 60 млн. Возникшая разница объясняется большим количеством якобы «бесплатных» показов в так называемый кинолекториях и «заменами» советской «патриотики» французской картиной – по плану должен был идти, предположим, «Чапаев», а в действительности шел «Фантомас». В отчетности, естественно, фигурировал комбриг, а не бандит, хотя большой разницы между ними я не вижу. Как бы то ни было, но после каждого массового показа фильма случался резкий скачок подростковой преступности, от которого страдала милиция всего Советского Союза.
Надо сказать, в симпатиях к Жану Маре, сыгравшему сразу четыре роли (Фантомаса, его противника журналиста Фандора, мнимого лорда Шелтона и тюремного надзирателя), мальчишки тех лет признаваться стеснялись, зато невеста Фандора сексапильная блондинка Элен (сыгранная Милен Демонжо) частенько заглядывала в наши сны. Видимо, сказывалось родство душ – ее мать Клавдия Георгиевна Трубникова была родом из Харькова. А вот комиссар Жюв вызывал много вопросов – он совсем не был похож на долговязого участкового «дядю Степу», над которым потешалась вся школа. Скорее всего срабатывала мистика удачного дубляжа роли Луи де Фюнеса, мастерски выполненного Владимиром Кенигсоном. Согласно легенде, когда французский комик услышал, как его озвучили в СССР, то сказал: «Не знал, что я такой хороший актёр».
Всего было снято 3 серии – собственно сам «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Никакого четвертого фильма, про который долго ходили легенды среди маленьких зрителей, никогда не было. Кроме того, для многих осталось непонятным, ради чего создавалась эта трилогия? Скорее всего, в 4 серии ожидалась разгадка этой «страшной тайны». А ведь она лежала на поверхности – это была пародия на многочисленные детективные фильмы, которые захватили экраны кинотеатров и телевизоров Франции. Просто у нас о них ничего не было известно, а сам «Фантомас» воспринимался в качестве пропаганды сытой буржуазной жизни.
С тех пор прошло около 60 лет и к съемкам 4 серии решили вернуться… в россии.
Вот уже 3 года сценаристы Гостелерадио, костюмеры «Мосфильма» и режиссеры администрации нелегитимного президента государства воинственных «чебурашек» готовятся к съемкам. В главной роли рассматривается руководитель украинской военной разведки генерал Буданов, невесты – министр иностранных дел Германии Бербок, а потешного начальника полиции – бывший полковник КГБ, одна фамилия которого вызывает истерический смех.
А если серьезно, российские пропагандисты за три года войны ухитрились создать удивительный образ современного Фантомаса, приписывая Буданову и его людям все неприятности, которые за это время случились в мире – подрыв «Северных потоков», уничтожение «вагнеровцев» в Западной Африке, диверсии на российском Дальнем Востоке и т.д. Последней каплей стало обвинение офицеров ГУР в командовании отрядами повстанцев, обративших в бегство армию Асада и прочих террористов. Они настолько подняли планку профессионализма украинских разведчиков, что британский «агент 07» нервно курит в сторонке. А, может, они действительно правы – просто генерал Буданов свою войну еще не начинал?