Непопулярное мнение на популярную тему…
К величайшему сожалению, все обстоит гораздо хуже…
Кремлевским пропагандистам удалось не только разбудить пребывавший в состоянии анабиозе украинский «совок», который, увы, заложен с рождения у практически всех граждан вне зависимости от возраста. Просто эта «болезнь левизны» у разных людей имеет различную симптоматику.
Наиболее ярко это проявляется в области культуры. Возьмем к примеру Пушкина. Старшее поколение утверждает, что воспитывалось на его стихах и пытается сохранить их для своих внуков. При этом забывает, что с появлением компьютеров и гаджетов наше «маленькое будущее» в своей массе потеряло интерес к бумажным книгам (не только к Пушкину), предпочитая снятые по тем же произведениям мультики и краткие описания в электронном виде в старших классах. Есть, конечно, исключения – семьи, имеющие хорошо образованных бабушек-пенсионерок, которые в силу переизбытка свободного времени и терпения могут привить дошкольникам вкус к поэзии. Увы, это скорее исключение из общих правил. Если вы помните, первые персональные компьютеры у нас в стране появились в конце 80-ых, а их широкое распространение началось уже после обретения независимости в начале 90-х. Именно в тот период и произошел перелом в сознании детей – книга перестала быть основным источником знаний и ее место заняла «умная машина». С тех пор прошло 30 лет и «школота» 90-х сама стала родителями, одарив нас замечательными внуками, которые еще не умея читать и писать отлично знают, что нужно нажимать на гаджете. О том, эта хрень способна работать по голосовому запросу, я впервые узнал от тогда еще пятилетнего внука. А теперь скажите, много ли современных первоклассников знают наизусть «Лукоморье» и читали ли их родители «Евгения Онегина»? Повторяю, к нашему счастью, исключения есть, но в пределах арифметической погрешности.
А теперь попытаемся определиться с отношением к Пушкину граждан разных возрастов. Для старшего поколения он по-прежнему остается «наше все». Среднее, в лучшем случае, проявит к нему равнодушие, а в худшем – назовет имперским поэтом писавшем на том-же языке, на котором разговаривали убийцы Мариуполя, насильники Бучи и похитители унитазов по всей Украине (последние безбожно коверкали «великий и могучий» в силу элементарной необразованности). Что касается самых юных, то те сначала ответят по-одесски вопросом на вопрос: «А кто это?», но услышав первые строки «Лукоморья» начнут что-то припоминать. Причем, количество «вспомнивших» совпадет с числом неработающих бабушек, сохранивших до наших дней тягу к изящной поэзии.
Нужно ли после этого задавать вопросы об отношении к демонтажу (как вариант, сносу) памятников Пушкину? Число тех, кто выступает за их сохранение будет гарантированно меньше тех, кто относится к этому, в лучшем случае, безразлично. Правда, существует и третья категория людей, которые пытаются сделать на этом хипише себе рекламу или заработать политический капитал. На мой взгляд, эти самые опасные – им прекрасно известно, кем был Пушкин, тем не менее, стремятся «приподняться над асфальтом» на его имени. Коварство подобных особей в том, что именно эти «неутомимые борцы» через какое-то время окажутся в первых рядах тех, кто будет требовать от власти вернуть все «взад».
Безусловно есть и те, кто стремится сстереть с лица лица земли все, что связывает независимую Украину с ее «зависимым прошлым». Они чрезвычайно категоричны и не оставляют никаких сомнений в своих намерениях. Беда лишь в том, что вместе с плещущимся в исторической бочке дерьмом легко выплеснуть ложку случайно попавшего в нее меда. Главным движителем их действий является «революционная необходимость», позволяющая принимать решения, не учитывая мнений живущих рядом людей. Кстати, появился этот штамп во время Французской революции в 1793 году в связи с работой революционных трибуналов, отличавшихся более упрощённой формой судопроизводства: предварительное расследование не проводилось, обвиняемые допрашивались непосредственно в ходе заседания, подача апелляций или кассационных жалоб не допускались. К сожалению подобный подход к любому начинанию может закончиться отказом в приеме в ЕС, где практикуется полная, я бы даже сказал по ряду вопросов чрезмерная свобода выражения мнений.
И тут мы подходим к главному – методам, с помощью которых каждая из этих групп людей защищает свои идеалы.
«Интеллигенция в маминой кофте» (себя я пытаюсь убрать из этой категории, но пока не получается) возмущается происходящим, сидя на диванах перед компом и выходить на улицу особо не стремиться. Сколько бескомпромиссных борцов за «эстетическую гармонию» вышло защищать памятник Екатерине №2, что стояла на площади ее Святой тезки в Одессе? Сколько защитников «старины глубокой» мешало бульдозерам корчевать многолетние деревья на аллее в Аркадии? И в первом, и во втором случаях – ни одного. А теперь припомните – сколько одесситов вышло защищать деревья на Приморском бульваре, когда кому-то в голову пришла идиотская идея «открыть» фасады домов входящим в гавань туристическим лайнерам. Достаточно много. А ведь это все одно и тоже поколение людей. Просто с годами, его ряды сильно поредели и утратили «боевой пыл». Любопытно то, что поступает это поколение точно так же, как и советская интеллигенция – «бунтует» на кухне, но отказывается лечь под бульдозеры, как во времена знаменитой «бульдозерной выставки» художников-нонконформистов, прошедшей 15 сентября 1974 года. Как ни странно, но эта тающая на глазах группа все еще способна сопротивляться. Но только в том случае, если почувствует, что это ее последний шанс. Так случилось в августе 1991 года в москве, когда тем самым интеллигентам до мозга костей удалось защитить зарождающуюся в «империи зла» демократию.
Равнодушные активного участия, как всегда, принимать не будут. Разве что сходят посмотреть на место событий из любопытства. Их больше всех. До 2014 таких было порядка 80%, но к 24 февраля 2014 года стало намного меньше.
Что касается «интересантов», то те напротив будут лезть из шкуры, чтобы оказаться по обе стороны баррикад и тем самым «забить» себе место в стане победителя. До сих пор со смехом смотрю фото, на котором «логопед» Азаров в оранжевом шарфике красуется на сцене первого майдана и видео с «все пропало» Тимошенко в инвалидной коляске на высоких каблуках на лобном (не путайте с лобковым) месте второго.
Наконец, самая активная часть населения, которая реально способна спровоцировать серьезное противостояние. Причем, по любому поводу. Их действия напоминают самоутверждение «народных масс» в 1917 году. Причем, методы используются аналогичные. Характерно, что участники этой группы, как и «интересанты» всегда находятся по обе стороны баррикад. Флаги разные, лозунги разные, а способы добиться своего любым путем, увы, одни и те же. И тут я вспомнил еще один поведенческий штамп, доставшийся нам с советских времен - «волюнтаризм» (принятие произвольных решений вопреки объективным условиям и обстоятельствам). Сказал Хрущев сеять кукурузу, и вся страна радостно помчалась выполнять задание даже там, где эта заморская диковинка не могла расти даже теоретически.
Так вот, третьего Майдана не будет. Во всяком случае до тех пор, пока нас всех объединяет наличие общего врага – россии. Но, как только мы его одолеем (а это рано или поздно обязательно случится) у всех может, как говориться, «сорвать резьбу». И тогда…
И тогда потребуется новая цель, которая заставит всех снова объединиться. Например, обустроить Украину так, чтобы перспектива успешного будущего напрочь выбила из головы «советские радости» прошлого. Впрочем, для начала нужно победить жестокого, коварного противника…