Сносить или не сносить? Вот в чем вопрос! (развенчивая мифы)

Сергей Стеблиненко  |  Середа, 14 вересня 2022, 14:14
В последнее время складывается впечатление, что мы никак не можем поделить одну и ту же женщину не слишком строгих правил. Одни хотят перевести ее в горизонтальное положение и вывести в укромное место (например, двор краеведческого музея), другие настаивают на том, что процесс общение с нею должен проходить исключительно стоя, прямо посредине площади на глазах многочисленных прохожих.
Сносить или не сносить? Вот в чем вопрос! (развенчивая мифы)

Естественно, каждый выражает свое мнение, которое обязательно отличается от предыдущего. Это сильно напоминает старый одесский анекдот:

Моисей сказал: все от Бога,
Соломон сказал: все от ума,
Иисус сказал: все от сердца,
Маркс сказал: все от потребностей,
Фрейд сказал: все от секса,
Эйнштейн сказал: все относительно.
Сколько евреев - столько и мнений

Правда, существуют некоторые исторические факты, перепрыгнуть через которые не может ни поклонник горизонтального "общения" с вышеупомянутой дамой, ни вертикального. Все данные взяты из официальной истории города, которую можно вычитать в любой энциклопедии или справочнике. Собственные эмоции я поместил в скобочки, дабы не навязывать читателям свою точку зрения по ряду спорных вопросов.

1. Площадь и памятник.

Вскоре после начала строительства одесского порта в 1796 году на месте современной Екатерининской площади было решено построить церковь во имя святой Екатерины Александрийской. в 1821 году, недостроенную церковь разобрали "по причине ветхости". К 1820—1830-х годам сформировалась площадь по-прежнему носящая имя святой Екатерины. Посреди неё находился небольшой треугольный сквер, в котором в 60-е годы XIX века было высажено несколько до этого не растущих в Одессе хвойных деревьев.

После проведения в городе водопровода, в 1873 году, в центре площади устроили один из первых в городе фонтанов. Впоследствии этот фонтан перенесли в Городской Сад.

22 августа (2 сентября) 1894 года в годовщину указа об "основании" Одессы состоялась закладка памятника Екатерины II, а 6 мая 1900 года памятник был открыт к... 100-летию со дня смерти А.В. Суворова (не отсюда ли наша любовь к круглым датам?). Как видите, памятник не создавался вместе с остальным архитектурным ансамблем площади, но удачно был в него "вписан".

После Февральской революции 1917 года памятник закрыли тканью. Городская дума получила такое предписание: "Немедленно снять с пьедестала памятник Екатерине. Вопрос о его сохранении или уничтожении передать в петроградскую художественную комиссию под председательством тов. Горького". Там снос памятника был "замят". Во время оккупации города, австрийцы устроили повторное открытие памятника императрице. После установления советской власти, его снесли в ходе первомайского субботника 1920 года. Пьедестал и колонна остались на прежнем месте. Бронзовые фигуры сподвижников Екатерины были сняты и хранились в Одесском краеведческом музее.

7 февраля 1921 года на оставшейся от прежнего памятника колонне был открыт монумент К. Марксу, состоявший из одной бетонной головы, тонированной под розовый гранит. Он был установлен на остававшейся от предыдущего памятника колонне — пьедестале.

"На этот цоколь, на этот темно-красный монолит было решено поставить бюст Карла Маркса. Торжество открытия памятника состоялось в зимний день, когда туман клочьями носился по городу и за углом площади разрушался дом, из которого были вынуты все деревянные части для топки. Памятник был закрыт парусиной. Наконец, холодные трубы и валторны заиграли „Интернационал“, и мы, стоящие внизу, увидали памятник. Он состоял из одной головы, как богатырь, с которым сразился Руслан. Не было ни плеч, ни шеи. Каменная волна волос сливалась с бородой, плоскости щек были квадратны, потому что скульптор был кубист", - вспоминала позже поэтесса Вера Инбер.

Через несколько лет бюст К. Маркса заменили на фигуру в полный рост, которую, при сильном порыве ветра снесло с пьедестала (Одесса и коммунизм явно не уживались друг с другом). В 1930 на постамент установили не менее странные серп и молот.

Во время оккупации площадь и прилегающая к ней улица называлась Hitlerplatz и Hitlerstraße соответственно. В доме №7 располагалась румынская siguranţă (тайная полиция). Серп и молот с колонны были убраны и, как рассказывали старожилы, по воскресеньем и православным праздникам на него устанавливался бюст Адольфа Гитлера.

В 1950 году злополучную колонну снесли и вместо нее разбили огромный цветник.

27 июня 1965 года, в день 60-летия восстания на броненосце "Потёмкин", на площади состоялось открытие памятника Потемкинцам, на котором присутствовало нескольуо живых участников тех событий.

27 октября 2007 года была осуществлена реконструкция открытия памятника Екатерине 1900 года - девушки, одетые в форму солдат лейб-гвардии Преображенского полка, дамы и кавалеры, одетые в костюмы екатерининских времен. Все было "как тогда", кроме самого памятника - бронзовую фигуру императрицы пришлось выполнить целиком заново, так как "пришпандерить" хранившуюся в Краеведческом музее голову к новому туловищу было невозможно из-за несовпадения цвета новой и старой бронзы. Аутентичными были лишь фигуры основателей города.

2. Кто на самом деле основал Одессу?

Расположенные в удобных морских бухтах современные города обычно не возникают на ровном месте - на их месте всегда жили люди. Исключением можно назвать Черноморск и Южный. Вот только лиманы, на берегу которых они построены были морскими заливами еще во времена диназавров.

Одесса (турецкий Хаджибей), как и Петербург (шведский Ниенштадт или Ниеншанц) тоже не возникли на пустом месте.

Конечно, сравнивать небольшой городишко и скромную гавань рядом с турецкой крепостью с разросшимся к середине XIX века Одессой и портом невозможно. Реально земля и небо. Не стоит спорить и с тем, что задолго до турок здесь уже жили люди - античные поселения Истриян и Исиак, остатки которых обнаружены под нынешним Приморским бульваром, литовский замок Коцюбеев с портовой пристанью (первое упоминание - 1415 год), построенная в 1764 году на берегу Одесского залива рядом с поселением Хаджибей (видимо Коцюбей на турецкий лад) крепость Ени-Дунья (Новый свет)...

Так, кто из них (греки, литовцы, турки) основал Одессу?

Теперь перейдем к главному - что сделала для нашего города российская императрица Екатерина II?

Для этого вспомним, что происходило с городом с сентября 1789 года, когда турецкую крепость Хаджибей взял штурмом сводный отряд регулярной армии и черноморских казаков под командованием Хосе де Рибаса? Да ничего хорошего! Армия продолжала отвоевывать Причерноморье, а уже завоеванными землями еще никто не занимался. Об этом задумались дишь после подписания в 1791 году Ясского мирного договора.

"Аджибей, назначенный Вашим Императорским Величеством для обитания служивших в Средиземном море на флотилии, лежит на возвышенном и приятном месте. Вода в колодцах пресная и хорошая… От развалин бывших тут строений камня много. Оного будет достаточно на построение при первом случае домов для ожидаемых к обитанию в сем месте" - докладывал Екатерине посланный в 1792 году в "Очаковскую область" генерал М. В. Каховский.

Лишь в июне 1793 года состоялась закладка новой Хаджибейской крепости, руководителем строительства которой был назначен генерал-аншеф А.С. Суворов.

О будущем городе не звучало ни слова вплоть до рескрипта вице-адмиралу Осипу Дериба́су (Хосе де Ри́басу) об основании в Гаджибее военной гавани с купеческой пристанью.

"Уважая выгодное положение Гаджибея при Чёрном море и сопряжённые с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань, купно с купеческою пристанью. Повелев нашему Екатеринославскому и Таврическому генерал-губернатору, открыть тамо свободный вход купеческим судам, как наших подданных, так и чужестранных держав, коим силою трактатов, с империей нашей существующих, можно плавать по Чёрному морю, устроение гавани сей Мы возлагаем на вас и всемилостивейше повелеваем вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное расположение свое иметь будет; работы же производить под надзиранием генерала графа Суворова-Рымникского, коему поручены от Нас все строения укреплений и военных заведений в той стране. Придав в пособие вам инженерного подполковника Деволана, коего представленный план пристани и города Гаджибея, утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению оного в действие…

… можете брать суда из гребного флота, из которого и служителей к производству поведённых работ употребляйте, без изнурения их однако же излишними трудами, производя по вашему рассмотрению плату заработных денег".

— Императрица Всероссийская Екатерина II, из рескрипта вице-адмиралу де Рибасу от 27 мая (7 июня) 1794 года.

Ни слова "город", ни его названия "Одесса" в высочайшем указе нет и близко.

Что касается названия, то первое упоминание Одессы (в варианте Odessus) встречается на французской карте Чёрного моря античных времён издания 1740 года. Новое название "Одесса" впервые встречается в январе 1795 года, но официального указа о переименовании не найдено.

Через 2 года после подписания указа и первого скудного транша Екатерина умерла.

Как вы думаете, много ли успели построить в Одессе к этому времени?

Думаю, что нет.

Приехавший в Одессу в начале 1820-х годов А.С.Пушкин, описал город следующими словами:

«Все домы на аршин загрязнут,
Лишь на ходулях пешеход
По улице дерзает вброд…»

3. Что дала Одессе Екатерина II?

На мой взгляд ничего существенного. Ее волновал вовсе не будущий город, а крепость, военная гавань и купеческая пристань. Город начал расти уже вокруг зарождавшегося порта. Императрица завоевала турецкую крепость с небольшим поселением, перестроила ее и положила началу большому торговому порту. С этим никто не спорит.

Что касается города, то его на протяжении многих веков создавали античные греки, средневековые литовцы, османские турки и первые поселенцы Одессы - греки, итальянцы, евреи и албанцы-арнауты. Русские и молдаване появились в этих местах немного позже.

Что касается украинцев, то они жили в пригородах Одессы задолго до появления передового отряда Хосе де Рибаса. Это были остатки славной армии гетсана Мазепы, оставшиеся под протекторатом Османской империи после неудачи в битве под Полтавой. Селились они на берегах одесских лиманов и участвовали в составе турецкой армии в дальних походах. Но, одно условие соблюдалось свято - они не вступали в сражения с православными. Кстати, отсюда и название села Нерубайское, жители которого встретили казаков де Рибаса не с оружием, а с иконами.

Как видите, никаких исторических предпосылок для памятника Екатерине II нет. Целостность единого архитектурного ансамбля площади святой Екатерины достаточно спорно - вписать в площадь можно другой аналогичный объект или вернуть ей стоящий в Городском Саду реально исторический фонтан можно без какой-либо потери аутентичности.

Тем не менее, на вопрос "изъятия" из центра города главного символа российского империализма, большинство (увы, надо признать, что это так) одесситов отвечают категоричным - "нет". Почему "нет"? А чтоб было. Никаких других вразумительных объяснений нет. Скорее всего, сказывается некая психологическая установка - нам тяжело расставаться с пусть и мифическим, но кажущимся нам родным "прошлым". Уверен, любителей российской империи среди "блюстителей" памятника не так и много. Дело совершенно в ином - мы сопротивляемся превращению Одессы в глухую провинцию, коей, увы, она стала в последние годы. Так получилось, что расцвет города пришелся на времена поздней империи - Одесса была четвертым городом в империи после Петербурга, Москвы и Варшавы. Пусть не обижаются на меня киевляне, Киев находился лишь на пятом месте. Сегодня мы пропустили вперед не только Киев, но и Харьков, Днепр, Львов и Донецк. Не ровен час, и Одесса превратится в малозаметный транспортный узел, наподобие Вапнярки или Жмеринки. Вот и хватаемся за "Катюху", как за символ былой славы. Нам хочется оставаться морскими воротами, но мы превращаемся в жалкую подворотню - грязную, неухоженную и никому, по большому счету, не нужную.

Сможем ли мы переступить через самих себя или будем по-прежнему хвататься за все старое, устоявшееся? Не знаю. Единственный выход из создавшейся ситуации - предоставить молодежи решать самим, в каком городе они хотят жить.

Хосе́ де Ри́бас, Жузе́п де Ри́бас взял крепость Хаджибей штурмом в 37 лет, а в 42 занялся обустройство порта.

Арман-Эммануэль София Септимани де Виньеро, Дю Плесси, граф де Шинон, герцог Д'Эгийон, герцог де Фронсак, Пятый Герцог де Ришельё стал губернатором Новороссии и Бессарабии в 40 лет и за десять лет преобразовал Одессу до неузнаваемости.

Граф Михаи́л Семёнович Воронцо́в стал губернатором в 41 год и продолжил дело славных испанца и француза.

Так, может имеет смыл ограничить возраст городского головы и депутатов городского собрания 45-50 годами? Возможно, это бред, но почему бы не устроить подобный эксперимент.

comments powered by HyperComments