Наука отступать. (дилетанстские заметки диванного воина)

Сергей Стеблиненко  |  Воскресенье, 26 июня 2022, 12:22
Что бы кто не рассказывал, но любой отвод войск в тыл (кроме ротации - смены участвовавших в тяжелых боях подразделений на более свежие части) является отступлением.
Наука отступать.  (дилетанстские заметки диванного воина)

Военная наука дает куда более сложную трактовку - тактический, оперативный или стратегический манёвр, представляющий собой вынужденное или преднамеренное оставление войсками занимаемых оборонительных рубежей, а также их отход на новые рубежи, в глубине своей или вражеской территории.

Надо сказать, отступление не менее ответственная часть военных действий, чем наступление. Любопытно, что на первой стадии войны в Украине ни российская, ни украинская армии не отступали. Украинцам отступать было некуда, а российские войска просто бежели из-под Киева.

Отвод украинских частей из Северодонецка - первое заранее подготовленное отступление за всю войну, начиная с 2014 года. Достаточно вспомнить Иловайск и Дебальцево. Даже героическая защита Донецкого аэропорта и Мариуполя были вызваны несвоевременным отступлением войск. Это нисколько не приуменьшает героизм наших славных защитников - они сделали все, что могли и даже несколько больше. Единственное, чего им не удалось, это остаться в живых, чтобы продолжить борьбу за свободу Украины.

Идею жертвовать территорией ради сохранения армии часто приписывают Кутузову, сказавшему на военном совете в Филях ставшую крылатой фразу: «С потерей Москвы не потеряна ещё россия».

На самом деле, идея сохранения армии принадлежала будущему генерал-фельдмаршалу (с 1814 года) и командующему объединённой русско-прусской армией во время зарубежного похода шотладцу Михаэлю Андреаусу Барклаю де Толли. «Сохранив Москву, россия не сохраняется от войны, жестокой, разорительной. Но сберёгши армию, ещё не уничтожаются надежды Отечества, и война… может продолжаться с удобством: успеют присоединиться в разных местах за Москвой приготовляемые войска», - произнес он в ответ на патриотические предложения Беннигсена, Ермолова, Уварова и Дохтурова защищать Москву до последнего солдата.

Трудно сказать, чем руководствовался Кутузов - невероятной "чуйкой", помогавшей ему всегда выбирать верные решения из различных предложений подчиненных, или он подчинился зову плоти - в соседней комнате избы, в которой проходил совет, его дожидалась на печи 14-летняя крестьянская девка, с которой он "сражался" во время Бородинской баталии.

В отличие от учитывающего прежние ошибки украинского командования, российские генералы продолжают руководствоваться старыми советскими учебниками, в которых прописано лишь наступление, и доктриной Фридриха Великого in den Kessel geraten - взять противника "в клещи" для организации "котла". Слово "отступление" в словарном запасе россиян отсутствует. Вместо него применяется другое слово - "бегство". Достаточно вспомнить бегство российской армии из Николаева или недавнее их исчезновение сразу с всех трех линий укреплений под Херсоном.

Немецкая пропаганда называла отступление германской армии от Волги до Берлина "выравниваем линии фронта". Российская пропаганда именует подобные действия "отводом войск после выпорлнения поставленных задач". И только украинские военные честно признаются в "тактическом отступлении войск на заранее подготовленные позиции"...

P.S. Кстати, знаменитый переход Суворова через Альпы был ничем иным, как бегством из приготовленного Наполеоном для русской армии котла в Швейцарии. Ради этого пришлось оставить в Гларусе на милость французов около 1300 больных и раненых. Прикрывал отход русских войск Багратин с 1800 солдатами из которых только 250 были боеспособны.

comments powered by HyperComments