О бедной культуре замолвите слово...

Сергей Стеблиненко  |  Четверг, 9 июня 2022, 13:33
Попалось мне на глаза заявление украинской певицы Марии Бурмаки, опубликованное на сайте Сulture.pl:
О бедной культуре замолвите слово...

"Думаю, во время войны нужен разрыв с русской культурой. Для меня неприемлема была бы ситуация, чтобы во время обстрелов украинских городов и сел российскими ракетами где-то в Европе выступал российский балет. Теперь нельзя говорить, что война – это что-то одно, а балет – что-то другое. Нет, это не разные вещи, это одно и то же. Люди, читающие в России классику, воспитали поколение, которое теперь нас уничтожает. И о чем здесь можно говорить? То есть настал момент, когда нужно резко отделиться от россии и ее "культурных влияний".

Заинтересовало меня оно рядом неточностей, которые не дают возможности сложить единую картину той самой культуры. Дело в том, что нельзя отождествлять русскую имперскую культуру с тем "бордельеро", которое называют "культурой" в современной россии.

Русскоязычная Википедия дает ложное определение этого явления - деятельность, поведение и мышление русского народа, которая осуществляется на основе русских традиций, мировоззрения и менталитета. Как и в тексте Бурмаки здесь не хватает прилагательного "имперский" рядом с существительным "русский". Без этого уточнения меняется главный смысл определения.

Ну, а теперь вспомним о том, когда на самом деле появился "русский народ" - одновременно с учреждением царем Петром в 1721 году российской империи вместо царства московского. И начал Петр искусственно формировать русскую (имперскую) культуру с бритья бород думским боярам, обязательного питья кофе по утрам и танцевальных потех знати, переходящих в жуткие пьяные оргии. Именно тогда в россию начали завозится картины европейских художников, книги иностранных писателей и создаваться тот самый менталитет русского (имперского) народа, который нынешняя россия сегодня пытается "застолбить" за собой.

До этого ни о какой живописи (помимо иконописи греческой школы), литературы (исключение составляют летописи событий и религиозные тексты) и театра (ярмарочные лицедеи и царские шуты не в счет) в доимперской московии отродясь не было.

А теперь самое время поговорить о русской культуре, каковой она была на самом деле.

Первый русский общедоступный профессиональный театр был основан в 1750 году в Ярославле выдающимся актёром и режиссёром Фёдором Григорьевичем Волковым. До этого существовали лишь частные театры из крепостных актеров в помещичьих усадьбах, работавшие для развлечения гостей.

С литературой дело обстоит гораздо сложнее. «Остромирово Евангелие», написанное в 1057 году, и два «Изборника» князя Святослава Ярославовича 1073 и 1076 годов, которых считают первыми "русскими" литературными произведениями, таковыми на самом деле не являются - это религиозные тексты, не имеющие к художественной литературе никакого отношения. Слово "повесть" в названии летописи "о полку Игореве" никого не должно смущать, ибо этим словом в давние времена называли любое "повествование".

Как мне кажется, первые художественные произведения имперской русской литературы стоит искать в середине 18 века среди писанного А. П. Сумароковым, М.В.Ломоносовым, А.Д.Кантемиром, Г. Р. Державиным и И.С.Барковым. Начавший творить в начале 19 века А.С.Пушкин, на мой взгляд, лишь гениальный продолжатель подзабытых в наше время предшественников.

Что касается И.П.Котляревского, то написанная им "Энеида" по замыслу была пародией на пародию Николая Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку». А вот последовавшая вслед за нею пьеса "Наталка-Полтавка" писалась вполне серьезно, на великолепном знании жизни украинского народа и стала главной для зарождавшегося украинского театра. При этом ментально штабс-капитан Котляревский (участник штурма Измаила и войны 1812 года) постоянно метался между своими имперской и украинской сущностью. Лишь став в конце жизни директором Полтавского Свободного театра, он окончательно вернулся к своим подлинным корням.

Что касается другого полтавчанина - Н.В. Гоголя, то он с руками и ногами является представителем русской имперской литературы, блестяще использовавшим в своем творчестве украинские мотивы в качестве невероятно колоритного и яркого антуража. Это был 100% украинец из знатного казацкого рода на службе Речи Посполитой, с имперским мировоззрением. Почитайте его "Мертвые души", "Ревизор" или "Шинель" и вы не обнаружите даже следа украинских корней автора.

А вот обратный пример - русский поэт Н.А. Некрасов, писавший свои стихи на русском языке, словно певший украинские песни, которые с раннего детства пела ему мать - Елена Андреевна Закревская. Это был русский имперский литератор с тонкой и ранимой украинской душой.

Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Исаака Бабеля, Валентина Катаева, Иосифа Бродского и многих других писателей и поэтов невозможно вычленить из русской литературы вне зависимости от национальности и места рождения. Должны ли мы выбросить из своих сердец киевлянина Булгакова, одесситов Бабеля и Катаева, Ильфа и Петрова, сына четы одесситов Пастернака лишь за то, что свои замечательные произведения они писали на имперском русском языке? Неужели "вылизывание" советской власти писавшими на украинской мове в 20 веке манкуртами нам ближе?

Алла Пугачева, Андрей Макаревич и Юрий Шевчук пели свои песни на русском языке, в то же время, как Таисия Повалий - украинском. Неужели из-за языка исполнителя мы должны расстаться с порядочными людьми, искренне переживающими за Украину, оставив себе откровенно пророссийскую ... (не буду ругаться матом)?

Эпилог.

"Люди, читающие в России классику, воспитали поколение, которое теперь нас уничтожает", - пишет Мария Бурмака.

"Люди, читающие в Украине классику, воспитали поколение, которое теперь нас защищает", - отвечаю ей я..

Так, может, дело вовсе не в классике, а в самих людях, ее читающих?

comments powered by HyperComments