По закону бутерброда...
В 1991 году на Би-би-си показали серию опытов с подбрасыванием 300 бутербродов. 148 упали маслом вверх, 152 — маслом вниз.
Неужели закон бутерброда не действует? Ничего подобного!
В реальной жизни бутерброды никто не подбрасывает - они падают со стола сами. И, как установил английский физик Роберт Маттеус, при обычной высоте стола бутерброд успевает совершить лишь пол-оборота, т.е. падает маслом вниз.
Но закончим "научные изыскания" и вернемся в наш грешный мир с его бутербродами, гамбургерами и чизбургерами...
Предложение Эрдогана стать посредником между Россией и Украиной застало большинство аналитиков врасплох. Чего только не приписали турецкому лидеру "влажные фантазии" штатных политологов и мнящих себя Нострадамусами журналистов. Стало немного обидно - неужели все эти люди знают лучше других, что может произойти на Черном море из-за вмешательства президента Турции! Неужели мы с вами не в состоянии сами "дотямкать" финал этого противостояния?
Итак, одесская версия последствий вмешательства Эрдогана в украинско-российский конфликт.
Я не случайно вспомнил о бутерброде, в котором возможные участники диалога будут четко расставлены по своим местам. Крымская земля юридически принадлежит Украине. Все. Точка. Этот тезис берем за основу, как кусок хлеба в бутерброде. На этот кусок хлеба правдами и не правдами легло нынешнее, прямо скажем, в своем большинстве пророссийское население Крыма, выполняющее роль колбасы. Может ли история в сухомятку съесть такой бутерброд? Может, но только запивая его водой, которой в Крыму нет и в ближайшее время не предвидится. Жевать придется долго и без аппетита. Причем после еды обязательно останется небольшой кусочек хлеба. Вот Эрдоган и захотел стать маслом между российским хлебом и украинской колбасой, который "смягчит" весь бутерброд!
Хорошо это или плохо для Украины? Как мы уже знаем, падая со стола, бутерброд совершает пол-оборота, т.е. окажется на полу колбасой вниз практически при любом раскладе. Стало быть, Украина совершенно ничего не теряет, тем более, что терять нам с вами в Крыму по большому счету нечего - Крым, как рождественский гусь яблоками, нафарширован российскими войсками, а головы наших бывших сограждан, имевших несчастье там проживать, забиты российской пропагандой столь плотно, что вытекает из ушей. Нужно понимать, что вернуть Крым Украина сможет лишь в двух случаях - если ее армия станет намного сильнее российской (что едва ли произойдет в ближайшие лет 20-25) или в случае качественного улучшения жизни населения Украины (в чем я сомневаюсь еще больше).
Ну, а теперь попытаемся понять, чего могут добиваться на переговорах договаривающиеся (или не договаривающиеся) стороны.
России, как воздух, необходимо получить для Крыма хоть какой-то международный статус и если не отказ от полуострова Украины (его априори быть не может), то хотя бы согласие на снятие части санкций - мол, мы начали диалог, а вы (международное сообщество) сделайте нам приятно. Второе, чего будет добиваться Россия, это реинкарнация Северно-Крымского канала и приток на полуостров днепровской воды. Наконец, третье - инвестиции в инфраструктуру для создания на территории Крыма добротного международного курорта, с последующей эксплуатацией не местными "туроператорами", всю жизнь сдающими в аренду койки в нужниках и курятниках, а вышколенными импортными отельерами, умеющими с одинаковым профессионализмом принять и арабского принца, и чопорного англичанина, и "забуревшего на югА" нефтяника из Уренгоя.
Украине крайне необходимо закрепиться в Крыму, даже не меняя его нынешнего положения. Это даст ей возможность в дальнейшем заняться "перековкой" местного населения, пока те не объелись кислыми российскими щами и не залились "боярой" и стекломоем. Да, и наладить обмен днепровской воды на сибирский газ через надежного посредника тоже было бы неплохо.
Что интересует Турцию? Прежде всего, расширение своего влияния в регионе. Причем, не обязательно путем отторжения территорий и перекройки границ, как это сегодня делает Россия. Конечно, Эрдоган не располагает большими деньгами, но посредством Турции, как гаранта, в Крым могут прийти деньги арабских шейхов. Турецкие строители могут обустроить Крым, а специалисты из Анталии наладить постоянный турпоток. Есть еще один немаловажный аспект турецкого участия в делах Крыма - это кырымлы. Крымские татары имеют в Турции довольно богатую диаспору и всегда поддерживали проживающих на Малой Родине родственников. Добиться статуса автономии для крымских татар Эрдогану велел сам Всевышний. Кроме всего вышеперечисленного есть и последний аргумент - если бы Эрдогану удалось наладить хоть какой-то диалог между Москвой и Киевом, то этим бы он утер нос всем своим недругам как в Европе, так и в Америке.
Ну, а теперь попытаемся предугадать предложения, которыми Эрдоган может затащить на переговоры обе стороны конфликта.
1. Крым объявляется экстерриториальной зоной свободной торговли трех государств - Украины, России и Турции. По типу вольного города Данцига, получившего этот статус после Версальской конференции.
2. Крымско-татарское население всеми сторонами признается коренным народом полуострова и получает отдельный район в качестве автономии.
3. Управление Крыма переходит к трехсторонней комиссии, в которых стороны имеют одинаковые права. Украина и Россия через парламенты проводит передачу каких либо имущественных прав на Крым сроком на 50 лет (не думаю, что проблема Крыма разрешится раньше) трехсторонней комиссии. Таким образом, ни Украина, ни Россия не отказываются от своих претензий на крымскую землю в полном соответствии со своими законодательствами.
4. Из Крыма выводятся все вооруженные силы любого государства и объявляется демилитаризованная зона. Здесь могут возникнуть препятствия со стороны России. Тут и должна сказать свое веской слово Турция, военно-морской флот которой в 5 раз сильнее российского Черноморского. Блокада турецким флотом Севастополя и Балаклавы несомненно поможет Москве принять правильное решение.
Турция, как посредник, может оказывать существенное влияние на обе стороны конфликта - с одной стороны это касается сотрудничества с Украиной в области вооружений, с другой - использовать зависимость Москвы от приема Анкарой на своей территории российского газа. Это сделает более сговорчивыми и Киев, и Москву.
Правда, в этой истории существуют и подводные камни. Не захочет ли Эрдоган повторить крымский опыт на российской Кубани и северном Кавказе, а также на украинском Причерноморье, которые находились под тюрбаном турецкого султана гораздо больше, чем под короной российских императором и под кепкой советских управителей? Не стоит забывать, что аппетит приходит во время еды и крымский бутерброд не может быть исключением из правил...