Пони бегает по кругу... или о попытках России "отомстить" за отсутствие воды в оккупированном Крыму
Поводом для СКР и оккупационных властей стала дамба, построенная на территории материковой Украины, которая прекратила подачу воды из Днепра в Крым.
Ну, а теперь предлагаю тщательно рассмотреть законность как возбуждения дела СКР, так и сооружения той самой дамбы, которая и стала камнем преткновения в данном вопросе.
Сле́дственный комите́т Росси́йской Федера́ции - федеральный государственный орган, осуществляющий полномочия в сфере уголовного судопроизводства исключительно на территории России. Полномочиями открывать уголовные дела против граждан других государств за какие-либо правонарушения, осуществленные ими на территории других государств он не обладает. Правда, имеется исключения:
- УК РФ Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
- УПК РФ Статья 3. Действие уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства
1.1. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 12 Уголовного кодекса Российской Федерации, отдельные процессуальные действия за пределами территории Российской Федерации в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства могут проводиться в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Все. Больше никаких правовых оснований для открытия уголовного дела у СКР нет и не может быть по действующему в России собственному законодательству.
Ну, а теперь посмотрим на все это с точки зрения международного права.
Резолю́ция Генера́льной Ассамбле́и ООН A/RES/68/262 о территориа́льной це́лостности Украи́ны, принятая 27 марта 2014 года в результате открытого голосования на 80-м пленарном заседании 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, как и все последующие аналогичные документы подтверждают принадлежность Крыма Украине.
«Присутствие российских войск в Крыму нарушает национальный суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность Украины и подрывает безопасность и стабильность соседних стран и европейского региона», — сказано в документе.
А теперь посмотрим, что про это говорит Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны.
Раздел III. Статус покровительствуемых лиц и обращение с ними
Часть III. Оккупированные территории
Статья 55. Оккупирующая держава обязана при помощи всех имеющихся средств обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и санитарными материалами. Она должна, в частности, ввозить необходимые съестные припасы, санитарные материалы и другие предметы в тех случаях, когда ресурсы оккупированной территории будут недостаточны.
Таким образом, обеспечивать население оккупированной территории (в данном случае Крыма) всем необходимым обязано само оккупирующее государство.
Согласно международному праву полномочия СКР не распространяются на Крым. Если отбросить это и руководствоваться ст. 12 УК РФ и ст. 3 УПК РФ, то возникает вопрос - имеет ли право СКР применять в этом случае статью 358. Экоцид УК РФ, в которой говорится: о массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу Проблема в том, что речь идет о преступлениях, совершенных исключительно на территории самой России, к коей Крым согласно международному праву не имеет никакого отношения.
В заключении несколько слов по поводу того, что Украина не имела права строить дамбу. Дело в том, что подобное положение существует не только в международном праве, но и законодательстве Украины. Только касается это естественных водоемов, к коим Северо-Крымский канал не относится. Он был построен на территории УССР за счет бюджетных средств самой республики уже после вывода Крымской области из состава РСФСР и ее передачи Украине. Таким образом, построенная на искусственном водоеме (канале) дамба ни коим образом не подпадает ни под какие международные, украинские и, тем более, российские правовые ограничения или запреты.
Понятно, что не будучи юристом, могу ошибаться, но в таком случае меня исправят профессионалы, с мнением которых вынужден заранее согласиться...
Здесь и возникает вопрос - неужели "несчастные" жители Крыма не имеют правовых оснований требовать возобновления подачи воды в свои дома? Отвечаю - безусловно имеют. Только требовать это должны они не от Украины, а от российских оккупационных властей.
Ну, а теперь еще один правовой кульбит - подавать гражданские иски жители Крыма по поводу возобновления подачи воды имеют право... исключительно в украинские суды, так-как российское законодательство на территорию соседних государств (Крым - это Украина) не распространяется. ЕСПЧ примет их иски лишь в том случае, если им было отказано в украинских, а не в российских судах...
Получается замкнутый круг, ходить по которому крымчан вынудила их собственная правовая безграмотность и человеческая недальновидность, в результате которой произошла абсолютно незаконная аннексия Крыма.