Когда овчина не стоит выделки или что произошло в Афганистане

Сергей Стеблиненко  |  Середа, 18 серпня 2021, 10:56
Экстренный вывод американских войск из США, наступление талибов и бегство афганской армии из страны сегодня обсуждают все кому не лень. Причем, мнения кардинально разделились - одни заявляют о полной потери репутации США, бросивших на произвол судьбы одного из главных союзников вне НАТО (статус, о котором сегодня мечтает Украина), до снижения нецелевых расходов на сумму более 40 млрд долларов в год, которые тратились на содержание американских военных и гражданской администрации в этой азиатской стране.
Когда овчина не стоит выделки или что произошло в Афганистане

Невольно возникает вопрос - а был ли мальчик? Вернее, являлось ли государством созданное на территории Афганистана искусственно созданная американцами форма реорганизация родоплеменного общества, напрочь не признающего никакой демократии?

Говорит ли вам о чем-то такая фамилия, как Баракзаи? Это пуштунская династия эмиров (1827—1839, 1842—1926) и королей (1926—1973) Афганистана, последним монархом которой являлся Мохаммед Захир-шах (1914—2007), правивший в 1933—1973 годах и свергнутый своим двоюродным братом, Мухаммедом Даудом (премьер-министр (1953—1963), глава государства и премьер-министр (1973—1977), первый президент (1977—1978) Афганистана).

Ну, а теперь самое время разобраться с проживающими в этой горной стране. Доля оседлого сельского населения составляет 71,5% населения страны, численность кочевого населения - 4,7% , а городского - 23,8 %. При этом 55% горожан (13 % всего населения) сконцентрировано в столице страны Кабуле, где проживает 4,9 млн человек.

А теперь посмотрим на эти же показатели в окружающих Афганистан странах:

1. Россия: городское население - 74,95%, сельское - 25,05%.

2. Китай: городское - 60,6%, сельское - 39,4%.

3. Пакистан: городское - 36,38%, сельское - 63,62%.

4. Таджикистан: городское - 44%, сельское - 55,44%.

5. Узбекистан: городское - 50,6%, сельское - 49,4%.

6. Туркмения: городское - 48,7%, сельское - 51,75%.

Очевидно, что по население Афганистана ментально гораздо ближе к Пакистану и бывшим среднеазиатским союзным республикам.

Теперь самое интересное - национальный состав населения: пуштуны 13 млн), таджики (от 10 до 14 млн), узбеки (от 1,5 до 3 млн), туркмены (около 1 млн) и менее многочисленные белуджи, пашаи, нуристанцы, аймаки, арабы, киргизы, кизилбаши, гуджары, брагуи и другие.

Больше всего пуштунов проживает в Пакистане - 28 млн, таджиков, естественно, в Таджикистане - 7,5 млн, узбеков в Узбекистане - 29 млн, туркменов в Туркмении - 4,5 млн.

Получается, у четырех самых крупных групп населения Афганистана всегда была поддержка из-за рубежа от своих более многочисленных соплеменников.

Теперь несколько слов о религии - почти все жители Афганистана исповедуют ислам, при этом около 80 % населения исповедуют ислам суннитского толка, 19 % — шиитского толка (в основном, персы и хазарейцы). Прочие религии составляют не более — 0,4 % (включая 30 тысяч христиан).

Ну, а теперь попытаемся ответить на забавный вопрос - что может связывать 38 миллионов людей разных национальностей, живущих по родоплеменным законам преимущественно в сельской местности? Ответ предельно прост - религиозные верования и единоличная наследственная власть представителей самой крупной национальной группы населения. Убери из этого скудного набора одну из составляющих, как вторая тут же начнет преобладать, что и случилось в Афганистане после свержения пуштунской династии Баракзаи.

Вот, как воспринимали своего короля сами афганцы (журнал "Огонёк" №42 от 21.10.2001, стр. 7):

"Единственная фигура в любых властных структурах, фигура, которой для себя лично ничего уже не надо: ни денег, ни яхт, ни дворцов, — это король. Любой президент должен подумывать о втором сроке, а королевская власть, если уж она получена, — навечно. Конечно, король может оказаться и редкостной сволочью, но это случаи совсем не такие частые, как может показаться. И лишь тогда они возможны, когда король из грязи попал в князи. Если же он управляет наследственно, сама метода его воспитания и поведения складывает из него фигуру милостивую, равно воспринимающую всех своих подданных. Они ему Богом даны. За их шалости он перед Богом отвечает. Вот почему не так просто сбросить со счетов явление короля в истерзанную страну, с тем чтобы привести ее к благодати. Так что и Захир Шах очень и очень даже Афганистану может понадобиться".

Вот почему в Афганистане не прижилась демократия - в этой стране подобный "прикид" элементарно "не носят". Попытки навязать афганским народам свой образ жизни воспринимается в штыки (в прямом смысле слова) всеми одновременно. Причем, наличие внешней угрозы привычным устоям жизни вовсе не мешают войне отдельных родоплеменных групп друг с другом.

Самой главной ошибкой, которую совершили сначала советские, а затем и американские "освободители" был отказ от восстановления монархии. Тем более, что последний король из династии Баракзаев Захир-шах, которому покорились бы афганцы, был еще жив.

Боюсь "накаркать", но междоусобица в Афганистане не прекратится до тех пор, пока не найдется разумная сила, которая восстановит в этой стране традиционную монархию, что само по себе снизит влияние ислама на средневековое общество.

После смерти последнего короля Мухаммеда Захир-шаха остались два прямых наследника:

- наследный принц Ахмад Шах Хан (второй сын)

- наследный принц Мухаммед Захир Хан (старший сын)

Любопытно, что трон в этой династии не обязательно передается по старшинству, о чем говорит вся ее история. Наследника выбирает лично предшественник из числа своих многочисленных родственников.

На снимке - последний король (падишах) Афганистана Мутаваккил Аллах Райрави Дини Матини Ислам Мохаммад Захир Шах (что в переводе означает «наместник Аллаха, поборник истинной веры ислама») из царского пуштунского рода Дуррани династии Баракзай, получивший прекрасное образование во Франции, владевший помимо родного афганского (пушту), персидским, английским, французским и итальянским языками. Он взошел на престол в 19 лет и правил 40 лет (с 8 ноября 1933 по 17 июля 1973 года). Был женат (по традиции) на своей двоюродной сестре, которая первой в истории Афганистана женщиной, которая появилась на публике с открытым лицом. После свержения Захир-шаха в 1973 году супруга отправилась с ним в изгнание. В этом браке родилось восемь детей, шестеро сыновей и две дочери.

Так, стоило ли тревожить таинственный мир современного средневековья, живущий по ему одному ведомым законам в полной гармонии с окружающей его природой и тысячелетней историей? Имеет ли право наша цивилизация вторгаться туда, куда ее никто не приглашает?

Увы, вопросов больше, чем ответов...

comments powered by HyperComments