Как советский "сторожевик" под американский крейсер "подползал"...

Сергей Стеблиненко  |  Понедельник, 26 июля 2021, 13:54
Бросилось в глаза любопытное сообщение в "Московском комсомольце": "Контр-адмирал Владимир Богдашин, прогнавший в 1988 году сторожевым кораблем «Беззаветный» из территориальных вод СССР американский крейсер «Йорктаун», умер на 69 году жизни".
Как советский "сторожевик" под американский крейсер "подползал"...

Как советский сторожевик проекта 1135.2 водоизмещением 3 200 тонн сумел "прогнать" американский крейсер водоизмещением 9 800 тонн?

Честно говоря, эта история как-то вылетела из головы - пришлось ее восстанавливать по крупицам.

Итак, 12 февраля 1988 года два советских боевых корабля, сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6», (сторожевой корабль проекта 35 водоизмещением 1 14о тонн) совершили навал на два американских боевых корабля — ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» (9 800 тонн) в нейтральных водах Черного моря.

Это давняя проблема советского, а ныне и российского мореходства - разночтение со всем миром в определении границы территориальных вод, а именно: линии, от которой следует вести отсчёт 12-мильной зоны территориальных вод. В США отсчёт ведется от каждой точки береговой линии, а в СССР применялась так называемая «базисная линия»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов. Именно из-за этих расхождений в ноябре 2020 года произошел инцидент в бухте Петра Великого на Дальнем Востоке, когда американский эсминец "Джон Маккейн" едва не вступил в схватку с российским большим противолодочным кораблем "Адмиралом Виноградовым". Любопытно то, что каждая из сторон была убеждена в собственной правоте.

Так, кто же был прав на самом деле в обоих случаях?

Конвенция ООН по морскому праву (UNCLOS III), подписанная СССР в 1982 году, оговаривала возможный мирный проход (innocent passage) боевых кораблей с оружием на борту через отдельные участки территориальных вод прибрежных государств. Т.е. даже без разночтений по поводу линии отсчета границы территориальных вод американцы имели полное право прохода по кратчайшему маршруту.

В 1992 году в официальном издании военного ведомства США «Военное правовое обозрение» (англ. Dept. Army pamphlet MILITARY LAW REVIEW, winter 1992) была опубликована статья, упоминающая инцидент в Чёрном море 12 февраля 1988 года.

Согласно этому источнику, в 1982 году СССР принял Закон о Государственной границе СССР и ряд подзаконных актов, которыми советской стороной были введены ограничения на свободный проход иностранных военных кораблей в пяти зонах территориальных вод СССР (в Балтийском, Охотском, Японском и Чёрном морях). США считали, что введение данных ограничений является нарушением международных законов и, в частности, Конвенции о свободном мореходстве.

12 февраля 1988 года крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» получили указание Пентагона проследовать через закрытый советской стороной для свободного прохода район в территориальных водах СССР вблизи Крымского полуострова. Целью этой акции была «демонстрация не провокационного использования права свободного прохода» (to manifest a non provocative exercise of the right of innocent passage).

Согласно источнику, первым в ордере шёл «Кэрон», за ним «Йорктаун». После обмена радиограммами, по указанию советского командования, СКР-6 совершил навал на «Кэрон», и через три минуты «Беззаветный» совершил навал на «Йорктаун». Однако американские корабли всё равно продолжали следовать своим курсом и завершили проход через советские территориальные воды.

США считают, что проход американских военных кораблей 12 февраля 1988 года был законной реализацией права свободного прохода (the transits of the Caron and the Yorktown were valid exercises of the right of innocent passage).

Как видите, проход британского эсминца "Дефендер" вблизи Севастополя не является единственной демонстрацией реализации права свободного мореплавания согласно международной конвенции, подписанной в том числе и СССР (Россией). Любопытно то, что этот вопрос совершенно не касается участвовавших в данных инцидентах моряков - они лишь выполняли распоряжение вышестоящего начальства.

Без согласования позиций по данному вопросу на уровне государств подобные катаклизмы будут продолжаться и дальше...

На снимке - тот самый исторический "навал", вернее "подполз СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»", на который рискнул пойти тогда еще капитан 2-го ранга Владимир Богдашин. Кто знает, не соверши он столь смелый поступок, стал бы он контр-адмиралом или нет?

comments powered by HyperComments