С чего начинается Родина?
Это был особенный патриотизм - нас учили гордиться не реальными успехами государства, а мифами про эти успехи, выдуманными специально обученными этому людьми. Мы гордились ДнепроГЭСом, построенном американскими инженерами, колхозами, убившими отечественное производство сельхозпродукции, индустриализацией и прочими вымышленными победами над самими собой. Слово "вымышленные" взяты мною не случайно - всю историю СССР экономику страны сравнивали с 1913 годом, но превысить эти показатели так и не смогли. Так, и развалились, оставив успехи царской России неисполненной мечтой. В общем, промечтали собственное счастье.
Я в восторге
от Нью-Йорка города.
Но
кепчонку
не сдерну с виска.
у советских
собственная гордость:
на буржуев
смотрим свысока.
Этим четверостишьем Маяковский блестяще описал тот самый советский идеологический онанизм, который уже к началу 30-ых годов прошлого века стал главной движущей силой советского общества. Мы приписывали себе все мыслимые и немыслимые достижения, а собственные недостатки вешали на шею многочисленным врагам, которых с каждым годом становилось все больше и больше.
Люди, организовывавшие еврейские погромы и расстреливавшие дворян, нещадно бичевали расовую сегрегацию и расизм в Америке. На экранах страны с триумфом шел фильм «Свинарка и пастух», а последнего абрека на Северном Кавказе сумели уничтожить лишь в конце 60-ых годов.
- Мы рождены, чтоб сказку сделать былью! – пели марширующие по всей стране оболваненные люди, не задумываясь о том, что перестали отличать действительность от сказки, правду от лжи, а Божьи заповеди от выдуманных хрен знает кем "идеалов".
К концу 30-ых годов все было кончено - люди превратились в рабов идеологии, перестав замечать происходящие с ними метаморфозы.
А дальше была война...
Сталин прекрасно понимал, что за сказки народ умирать не будет - нужно дать ему нечто настоящее, что постоянно находится в душе каждого. Таким символом оказалась... семья, которая большинством славянских народов именовалась Родиной (в различных транскрипциях).
Родина (укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родѝна/rodìna — «обилие плодов», чеш. rodina, словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья) идеально вписалась в в советскую идеологию. Отечество мгновенно отодвинулось на задний план, уступив новому символу роль главного символа советского патриотизма.
Надо сказать, патриотизм в Российской империи был несколько другой - он носил откровенно религиозно-монархический характер. "За Веру, Царя и Отечество" - именно так с большой буквы и в том же порядке. Пришедшие к власти большевики сначала убили царя и его семью, затем отняли у людей Бога и, наконец, подмели государство семьей.
Идеологически смена приоритета было идеальной - семья в душе любого человека всегда была самой болевой точкой, сравнимой, разве что с мошонкой мужчины. Можно перетерпеть боль в любой части тела, но только не "там". И когда реальный враг ступил на территорию страны, люди начали защищать свои собственные семьи. По другому и не могло быть.
После войны слово Родина окончательно изменила свой первоначальный смысл - ей приписывали и освоение целины, и полет в космос первых космонавтов - Белки, Стрелки и примкнувшей к ним Лайки. Все, чем по мнению пропагандистов, можно было гордиться приписывалось Родине.
- Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек, - пели миллионы невольников, лишенных возможности покинуть без разрешения место прописки. Тут уместно напомнить, что выдача паспортов колхозникам началась лишь 1 января 1976 года и продолжалась до 31 декабря 1981, т.е. за 10 лет до окончательного развала СССР.
В начале 90-х после распада СССР к нам потихоньку начали возвращаться обычные человеческие ценности - место портрета плешивого узурпатора с хитренькой мордочкой заняли иконы, женсоветы перестали заглядывать в постели половозрелых граждан, а пионерские речовки сменили стихи о природе. Казалось, и Родина вернется обратно в семью, став индивидуальной для каждого человека...
Но тут к власти в России пришел Путин и все повернулось вспять. Сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее начали возвращаться идеологические штампы казалось навсегда ушедшей эпохи. Причем, понятие "страны" постепенно уступило место "государству". Человек перестал жить на территории, населенной людьми, объединенными одним языком и историей, а стал винтиком в государстве - искусственно созданном механизме политического управления страной.
Не случайно Путин назвал патриотизм национальной идеей России. Только само понятие патриотизма стало уже иным - это запредельная преданность не своей стране, а государству, к управлению которым его адепты не имеют абсолютно никакого отношения.
Видимо, привитый нам с детства патриотизм настолько крепко врос в наши тела, что даже после 30 лет после освобождения от ярма, мы не в состоянии избавится от этого идеологического рудимента ушедшей эпохи. Даже в Украине, где, наконец, научились отличать "Родину" от "Батьківщини", сохранилось чисто совковое отношение к патриотизму - мы постоянно пытаемся поставить украинское выше всего остального. Не поднять реальное украинское до лучших мировых образцов, а просто вознести его словесное воплощение над тем, до чего мы, увы, не дотягиваемся. Это чисто "совковый" подход, делающий красивую сказку ужасной былью, а ничем не подтвержденное бахвальство - гордыней за успехи, которых нет. Майдан и война на Донбассе показали, что украинцы (вне зависимости от национальности) готовы изменять свое ГОСУДАРСТВО и защищать свою СТРАНУ. Это и есть главные наши достижения за 30 лет независимости.
Любопытные метаморфозы с патриотизмом произошли и в других уголках бывшего СССР. Среднеазиатские республики вернулись к традиционной восточной тирании, в которой страна и государство сконцентрированы в одном лишь человеке, им руководящем. Что касается Закавказья, то война в Карабахе показала явное смещение к религиозному патриотизму - христиане и мусульмане ищут поддержку среди единоверцев, что может перерасти в кошмарную религиозную бойню.
Как видите, патриоты существуют везде. Просто, каждый народ в этот термин вкладывает нечто свое, сильно отличающееся от других...
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца…
(Михаил Матусовский)